Ренессанс античного "космоцентризма" в современной философии. Основные направления современного философствования: сциентизм и антисциентизм. Традиционное новаторство и новаторские традиции в философии.

Философские дискуссии последних десятилетий

Особый интерес к маргинальным типам философствования (к мистике средневековья и Возрождения, к теософии, антропософии). Маргинальность как специфичность различных культурных феноменов, развивающихся вне доминирующих правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры.

Смысл дискуссий о метафизике. Смягчение противопоставления научной философии и метафизики.

Антитеза классического и современного типов рациональности. Поиски новой модели рациональности. Современная критика разума.

Права, свободы человека и совершенствование демократии в современных условиях. Новый интерес к проблеме философии права. Противоречия демократии и угроза фашизма. Социальная критика, ее новые требования и условия эффективности. Политика дискурса: проблема власти, оппозиции, диссидентства, борьба против тоталитаризма.

Философский постмодернизм

Постмодернизм - не эпоха, а качество мышления во времена общекультурного распада и попыток снова собраться в одно целое. В такие времена мышление по необходимости возвращается к своему началу, к предпосылкам. Это - переосмысление привычных явлений, новые интерпретации и их конфликт переоценка старых ценностей.

Отказ от философии или изменение облика философии. Способы отказа от философии средствами философии. Фундаментальная стратегия современной философии - радикальное преодоление классической философии индустриальной эпохи Модерна социокультурной ситуацией Постмодерна. Суть первой эпохи "проекта Модерна" состояла в неуклонном развитии науки, универсалистских основ морали и права, автономизации искусства и в их использовании для практики разумной организации жизненных условий.

Французский философ Жан Франсуа Лиотар (р. 1924), отмечая утрату человеческим разумом своей легитимизирующей силы после катастрофических событий XX века, выделяет специфические особенности современной философии, которая, следуя за социокультурной динамикой "Модерн-Постмодерн", отказывается от фундаментального для нее единства бытия и мышления соответствия философских представлений о мире самому миру. Отныне постмодернистская картина мира складывается, по мнению философа, на основе признания множественности точек зрения, полифонии культурных миров. В мире столько миров, сколько представлений о них, и все они одновременно равноправны в своем существовании. Законы существования этих миров случайность и языковая игра, а не фундаментальные законы естественных наук.

Констатация "конца философии" как симптома исчерпанности классической западной рациональности. Постмодернизм констатирует смерть или закат многих стержневых реалий прошлой культуры: Бога (у Ф. Ницще), человека (у М. Фуко), истории (у Фукуямы), автора (у Р. Барта).

Столь масштабные изменения в содержании философского знания сопровождаются значительными преобразованиями в структуре философии: имеет место ее маргинализация, философия отказывается от целостного систематизированного взгляда на мир, низводится до собирательного обозначения множества самостоятельных дисциплин.

Две основные тенденции проявления кризиса философии в XX в. Первая - на смену рационализма (в границах которого была образована философия и культура Европы) приходит иррационализм, в своей крайней форме переходящий в мистику. Интерес философии перемещается с желания познать неизвестное на само желание неизвестного. Однако язык философии создан для осуществления движения от незнания к знанию, а не для описания самого незнания. Философия, будучи самосознанием культуры, разрушает сама себя в постоянной попытке выйти за ограниченность разума и мышления. Ей остается только молчать за пределами познания. Молчание - вот к чему приводит одна из тенденций философии. Так происходит своеобразная аннигиляция культуры, потому что культура есть высказанное, мысль в слове.

Вторая тенденция связана со сверхрациональной установкой на игру с культурой, сознанием и внесознательным. Она становится особенно актуальной во второй половине XX в. Изначально для нее характерно обесценивание культуры и символа, развивающееся в виде всеобщей иронии. Ирония стала затрагивать переживания внеположного (немыслимого) и втянулась в игру с символом.

Утрата смысложизненных ориентиров означает прекращение Действия, а так же исчезновение Философии: раз Человек по сути своей больше не меняется, то нет более и оснований для того, чтобы изменять истинные принципы, лежащие в основе познания "Мира" и "Я". Все же остальное может бесконечно меняться: искусство, любовь, игра, - все, что делает человека счастливым.

Таким образом, кризис философии в конце XX в. характеризуется такими его проявлениями, как культурный "исихазм" и "игровой позитивизм", которые превращают мир культуры в условный и ограниченный, что имеет следствием его распад.