Социокультурные детерминанты и исторически преходящий характер философской картины мира. Предметоцентризм и системоцентризм в философской картине мира. Картина мира - это мир, понятый как картина.

Системно-структурная организация картины мира

Система есть упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, исходная "клеточка" философско-теоретического освоения мира.

Картина мира как системно-структурная организации мира. Системно-структурные уровни организации неживой природы.

Системно-структурные уровни организации органической природы. Самоорганизующиеся системы. Понятие цели системы. Системы с "обратной" связью.

Системно-структурная организация общества. Формации и цивилизации как уровни ее саморазвития. Системность духовного бытия. Сознание как система. Психика как система. Бессознательное как система. Системная иерархичность бытия.

Античная картина мира

Античность: круг и круговорот как аналогия с естественно-природными циклами, как символ и относительно самостоятельная культурная шкала измерений - ее критерии и формы выражения в системе обычаев, обрядов, ритуалов. Противоположностью хаоса с его отсутствующей направленностью, случайностью, непредсказуемостью исторического, социального и индивидуального бытия в античности выступает космос как самоорганизующееся и организуемое пространство. Космос - это мировое упорядоченное целое, завершенная, замкнутая сфера, единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа - как смертные, так и бессмертные.

Средневековая картина мира

В основе средневековой картины мира лежит символ вертикали восхождение от низшего к высшему, верх и низ, земное и небесное в построении социального и индивидуального пространства амбивалентности человека. Пространственно-временной характер горизонтали: от сотворения мира к "концу мира".

Происхождение Вселенной. Время сотворено вместе с миром. Вне мира и времени есть только Бог и Божественная вечность. Там нет ни прошлого, ни будущего, а одно вечно настоящее. Видимый мир сотворен после мира невидимого. Сначала был сотворен свет, потом - некая первоматерия, постепенно принимавшая по Слову Божию и содействию Святого духа определенные формы. В Ветхом завете Святой Дух проявляется как Божественная сила и именуется Духом Божием.

Новоевропейская картина мира

Ньютонианско-лапласовская механистическая картина мира. Основные ее принципы:

- относительности Галилея (все тождественные механистические явления проистекают одинаковым образом в различных инерциальных системах отсчета);

- дальнодействия (заключается в том, что гравитационное взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью через пустое пространство без посредства чего-либо);

- материя - вещество, состоящее из неделимых частиц;

- движение - механическое перемещение в пространстве;

- пространство - пустое вместилище тел, описываемое геометрией Евклида;

- время - абсолютная категория, характеризующая длительность процессов;

- масса - мера инертности и мера тяготения;

- человек - "мыслящий тростник" как выражение беззащитности бесконечно малого (микрокосма) перед бесконечно большим (макрокосмом).

Современные космологические модели

Эволюция Вселенной - современные научные исследования подтверждают развитие событий по сценарию, описанному различными религиозными учениями.

Гипотеза возникновения Вселенной из "ничто". Модели "открытой" и "закрытой" Вселенной. Идея эволюции Вселенной, происходящей по сценарию "Большого взрыва". Современные физические теории доказывают, что для возникновения Вселенной не требуется первоначального наличия материи, являющейся основой всего сущего (с точки зрения материализма), так и некоей высшей непознаваемой иррациональной силы (составляющей основу философского идеализма).