Системно-структурный подход к рассмотрению мира позволил не только включить в научную картину мира идеи космической эволюции, но и выдвинуть положение о существовании двух эволюционно развивающихся миров материального и духовно-нематериального.

Духовно-нематериальный мир - важнейший элемент системно-структурной организации Вселенной. Его способность порождать материальные частицы, как и способность материального мира порождать свои образы в духовно-нематериальном мире, дают основания утверждать: материальный и духовно-нематериальный миры - две стороны Вселенной.

Взаимосвязь духовного и материального миров

В природе нет приоритета материи или духа, нет односторонней зависимости одного мира от другого, есть лишь равноправное положение двух сторон, двух частей единой сущности и единой Вселенной.

Единство двух миров Вселенной наиболее заметно проявляется в двух случаях - в области микромира и в области макромира (где наблюдается определенная концентрация "носителей"). В случае с духовным миром его воздействие на материальный мир наиболее ощутимо в сфере живой природы и достигает максимума в деятельности человека.

Материальный мир является миром господства детерминистических (однозначно определяемых) законов, в духовном мире господствуют вероятностные законы. Недетерминируемость духовного мира Вселенной сочетается с жесткой однозначностью и неизменностью прошлого. Реальность прошедшего защищена именно его неизменностью. Прошедшее - самый надежный вид бытия. Становясь прошедшими, наши возможности уже никогда не исчезнут бесследно - только нереализованные возможности уходят навсегда.

Помимо существования единых законов, общих для двух миров, можно обнаружить наличие симметрий ряда законов, проявляемых в разных мирах Вселенной (аналогии между поведением больших групп людей и поведением жидкостей и газов, волновые уравнения квантовой физики могут использоваться для описания поведения и взаимодействия индивидуумов, в духовном мире соблюдаются определенные законы сохранения). В материальном мире существует тенденция объектов и систем к сохранению формы и структуры. Форма и структура - характеристики нематериальные, однако они играют важную роль в материальном мире.

Сходство проявлений законов означает и сходство устройства двух миров Вселенной. При этом нельзя сказать, какая из этих реальностей более реальнее. Здесь речь идет не о мере, а о типах реальности: материальный мир объективен, духовно-нематериальный мир - субъективен. По словам Дж. Бруно, обе субстанции в конечном счете "сводятся к одному бытию и одному корню".

Свойства духовно-нематериального мира

Отличительным свойством духовно-нематериального мира является его нематериальность (бестелесность и невидимость). Если для объектов материального мира и их свойств, проявляемых в физическом взаимодействии, основными факторами являются их материальные характеристики (масса, скорость, момент импульса, химический состав), то для объектов духовно-нематериального мира - факторы естественно-нематериальные: структура объекта, его форма. С формой и структурой системы тесно связан и способ ее организации, который однозначно связан с информативностью системы.

Следующим важным свойством духовно-нематериального мира является независимость от физического (материального) пространства (его объекты могут находиться одновременно сразу во всех точках материального пространства, не завися при этом от расположения материальных объектов). Здесь прослеживается аналогия между духовно-нематериальным и фазовым пространством (в качестве координат фазового пространства используются не геометрические координаты, характеризующие протяженность рассматриваемого объекта в разных направлениях, а различные характеристики объекта: импульс в теоретической механике, концентрация элементов в химической физике). В фазовых пространствах возможны мгновенные перемещения объекта или системы из одной точки в другую; система, локализованная в обычном пространстве, может занимать в фазовом бесконечный объем и наоборот; более того, одна и та же физическая система может быть отображена в различных фазовых пространствах, которые могут быть вложенными друг в друга, а могут и лишь частично пересекаться, либо не пересекаться вообще.

Третье свойство - способность объектов духовно-нематериального мира мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую, возможность мгновенного взаимодействия этих объектов.

Следующее свойство духовно-нематериального мира заключается в том, что реальностью его объектов является потенциальная возможность их "материализации" (переход их в материальные объекты, имеющие нематериальные характеристики - структуру, форму). Для объектов духовно-нематериального мира, связанных с деятельностью человека, это свойство наглядно: образ, рожденный человеком, при определенных условиях может быть материализован в картину, статую, музыку, формулу, предмет или даже в систему устройства общества. В присущей человеку извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность - это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать.

Еще одно свойство - наличие в духовно-нематериальном мире разнообразных форм (информационного поля, биополя человека, души, мысли), видов и типов объектов и явлений этого мира. Информация - один из видов духовно-нематериальной энергии. Процесс поглощения и усвоения информации сопровождается соответствующим уменьшением энтропии. Энергетическая насыщенность информации возрастает с ее упорядоченностью. Максимальной плотностью энергии обладает информация в виде образов. В процессе эволюции вся живая природа стремится к развитию форм, наиболее приспособленных к усвоению материальных видов энергии и к увеличению способности усваивать информационную энергию. Процесс эволюции центральной нервной системы идет по пути уменьшения заранее заданной информации и увеличения способности приобретать эту информацию в течение жизни. Поиск информации заложен в человеке на уровне генов.

Принцип глобального эволюционизма и самоорганизации

Идея глобального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.: теории нестационарной Вселенной, синергетики, теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Многие положения идеи глобального эволюционизма были сформулированы еще в теории эволюции Вселенной Константином Эдуардовичем Циолковским (1857 - 1935). Это - панпсихизм, монизм, бесконечность, самоорганизация и эволюция.

Принцип атомистического панпсихизма сводится к признанию чувствительности всей Вселенной, неотделимости этого свойства от материи. Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой атомами-духами, - единство материального и духовного начал Вселенной, живой и неживой материи, человека и Вселенной (его участие в космической эволюции); выводимость этических норм из метафизики космоса. Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Мыслитель первым увидел в космосе не только некую беспредельную физическую среду, вместилище материи и энергии, а потенциально пригодное поприще для будущего как биологического, так и социального существования и творчества человека.

Принцип эволюции приобретает в контексте космической философии значение самоорганизации, понимаемой и как процесс возникновения сложных структур из более простых, и как глобальный эволюционизм. Человек оказывается отнюдь не вершиной эволюции - ему предстоит прогрессировать в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Абсолютно эволюционным объектом является Мир.

Принцип эволюции определяет и условия, при которых возможна самоорганизация: система должна быть открытой и иметь приток энергии и вещества; должна находиться вдали от точки термодинамического равновесия; процесс самоорганизации налагает нарушение симметрии и основан на положительной обратной связи.

Эволюция двух миров Вселенной

Процесс эволюции (как процесс усложнения структуры Вселенной и ее частей) охватывает оба мира Вселенной - материальный и духовно-нематериальный мир, и усиливает взаимодействие между ними.

Эволюция Вселенной подтверждает, что материя обладает способностью к самосовершенствованию, самоорганизации, самоусложнению. Тенденция взаимодействия двух миров Вселенной неизбежно порождает в материальном мире направленность эволюции, вызывает увеличение способности систем к усвоению информации (так, человечество развивается в сторону увеличения творческих способностей индивидов). Чем больше информации может извлечь и обработать организм, чем лучше он ориентируется в настоящем, тем более адекватным и целесообразным будет его поведение, тем, следовательно, выше вероятность того, что в изменяющихся условиях существования он найдет верный образ действий и не станет жертвой непредвиденных обстоятельств.

Таким образом, тенденция к увеличению способности приема и обработки информации ведет к направленности эволюции в сторону увеличения степени свободы от внешних условий. Накопление такой свободы есть, по сути, постепенный уход системы из области детерминистических законов, господствующих в неживой природе, и закономерно ведет к возникновению жизни. Возникновение жизни не носит случайного характера: это результат неизбежного процесса, взлет духа, увенчанного появлением человека. Основной закон неживой природы - возрастание энтропии, деструкция (пространственный способ бытийствования неживого соотносится с прошлым временем). Основной закон живой природы - уменьшение энтропии, развитие. Пространственный способ бытийствования живого соотносится с настоящим временем.

Дальнейший ход эволюции предоставляет живому организму возможность не только анализировать текущую информацию, но и прогнозировать вероятностное развитие событий; создает условия для развития способности гибко реагировать на изменение внешних условий, повышения пластичности его поведения (способности к предвидению внешних воздействий, невозможной без обмена информации со средой. В итоге оказывается, что восприятие и усвоение все большего объема информации - залог повышения защищенности живого). Так, различия в способности живых систем к пластичному поведению порождают иерархию живого мира: клетка - растение - животное - человек.

Наиболее пластичным поведение оказывается у систем, реакция которых на внешние условия уже не инстинктивна, а основывается на оперативной обработке информации с помощью навыков, приобретаемых в жизни. А это требует для подобных систем увеличения продолжительности периода научения, детства. Детство возникло в животном мире на определенной стадии филогенеза - и чем выше уровень развития животного - тем продолжительнее детство: там, где в ходе эволюции вытеснялись инстинктивные формы поведения, там возникало детство.

Неизбежным следствием развития способности к гибкой обработке информации в эволюции явилось возникновение сознания и разума. Сознание есть способность к внегенетическому усвоению информации, разум - его высшая форма, когда фиксация опыта перерастает в его осмысление, понимание. Сознание человека - область мысли - соотносится с будущим временем (будущая временность сознания связана с аристотелевской целевой причинностью и заключается в способности сознания строить модель будущего). Если для физики (неживого) действует принцип детерминизма, обусловленный невозможностью превышения скорости света, то в области сознания принцип детерминизма перестает действовать, зато действует в чистом виде целевая причинность (новый вид детерминизма).

Ускорение эволюции Вселенной происходит в направлении сознания.

Смещение эволюции материального мира

в духовно-нематериальную область

Космогенез проходит три этапа развития: преджизнь (когда образуются космические тела и подготавливается появление жизни); жизнь (когда появляется биосфера, живая оболочка планеты, в лоне которой возникают все жизни, включая человека); и мысль (когда живая оболочка Земли превращается в ноосферу).

Биосфера - это целостная система, обладающая высокой степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Биосфера - особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и космоса. Это живая динамическая система, находящаяся в развитии под воздействием внутренних структурных компонентов ее, а также под влиянием все возрастающих антропогенных факторов. Биосфера - это система, которая включает биоту (совокупность всех живых организмов, в том числе человека) и окружающую ее среду (совокупность всех объектов, испытывающих воздействие биоты).

Возникновение жизни на Земле обосновывается на основе антропного принципа, устанавливающего связь существования человека как наблюдателя с физическими параметрами Вселенной и Солнечной системы, а также с универсальными константами взаимодействия и массами элементарных частиц.

Существуют два научных подхода к антропной проблеме. Первый - "слабый антропный принцип" - основан на заключении: наблюдаемая Вселенная допускает существование жизни, так как Вселенную нельзя наблюдать, если в ней нет наблюдателей. При этом подходе антропный принцип в целом интерпретируется как принцип отбора: необходимые условия для существования наблюдателей ограничивают время и место, возможное для наблюдений Вселенной.

Второй - сильный антропный принцип - утверждает: присутствие жизни необходимо, чтобы модель Вселенной вообще имела смысл.

Появление человека открывает новый этап в развитии мира, отличительной чертой которого является постепенное высвобождение духа из-под опеки материальных органов, - мысль становится множеством, чтобы завоевать все обитаемое пространство. С появлением человека эволюция материального мира (биосферы) смещается в духовно-нематериальную область. Формируется новое качество - личность, которая включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование ее сознания и самосознания. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим: как нельзя свести личность к ее самосознанию, к "Я", так нельзя и отрывать одно от другого.

Изменяются все условия существования живой системы. Человеком движет уже не только стремление выжить и продолжить род, но и потребность в реализации своих идей. Человеческое существование есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. Самоактуализация не может быть возможной целью еще и потому, что чем больше человек будет за нее бороться, тем больше он будет терять ее, так как только в той степени, в которой человек отдает себя осуществлению своего жизненного смысла, он также и актуализирует, проявляет себя. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя. Она достигается тогда, когда является побочным эффектом самотрансценденции.

Само существование человека смещается в духовно-нематериальную область. В действительности - это возникновение нового мира и окончательный отрыв человека от животного мира. Человек входит в новый мир - свой уникальный внутренний мир. Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир - микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все великие исторические эпохи; он являет собой некоторый великий мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но по мере расширения и просветления его сознания внутренне раскрывается.

Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется. Человек - часть природы, он подчинен ее физическим законам, которые он не может изменить, и тем не менее он трансцендирует остальную природу. Человек уже не является чисто материальным существом и находится в буквальном смысле слова на стыке двух миров: материального и духовно-нематериального.

Человеческая деятельность как планетарное явление

По отношению к породившему его органическому миру человек имеет не только черты преемственности, но и глубокие, принципиально новые черты, которые выделяют его из всего биологического мира. Эти черты связаны прежде всего с разумом, познанием мира и социально организованным трудом. Человек, возникший в результате эволюции, сам стал способным ее ускорять, усиливать влияние духовно-нематериальных факторов на материальный мир. Сознательная деятельность человека стимулирует эволюционное развитие самого сознания (его психических свойств, формирование нескольких уровней рефлексии самосознания). Такое различие позволяет выделить из биосферы особую область - ноосферу (сферу разума, продуктом которой является техника в самом широком смысле).

Создателем учения о ноосфере был русский естествоиспытатель и мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945). Под ноосферой ученый понимал распространение сознательной деятельности людей на взаимодействие с природой (биосферой). Основание этих отношений - разумный подход как главнейшее условие выживания человека. Назначение ноосферы в гармонизации отношений человека с природой он связывает с тем, что сам человек становится главным регулятором природы.

Идею ноосферы как некой финальной ситуации постепенного сглаживания противоречий между природой и обществом выдвигал французский философ Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Вселенная, по его мнению, находится в процессе эволюционного развития - космогенеза, осью и вершиной которого является антропогенез.

Ноосфера и техносфера. Техносфера - это вся совокупность технических систем общества (искусственные материальные средства человеческой деятельности). Техносфера не только становится между человеком и природой, но она сама покоряет и человека, в силу чего человек перестает быть природным существом, каким он был ранее.

Ноосфера и социосфера. Социосфера - это люди с их потребностями, способностями, деятельностями, отношениями и социальными институтами. Человек в своей эволюции отходит от одиночного существования: его становление и развитие происходит в тесном взаимодействии с другими людьми, образующими в совокупности некое единое целое - общество, обладающее коллективным сознанием. Возникновение коллективного сознания является частью общего эволюционного развития, усложнения структуры систем, заполняющих Вселенную.