Постановка проблемы сознания в философии и трудности ее решения.

Сознание в контексте антропогенеза

Эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки формирования сознания человека. Биологические условия и исторические предпосылки возникновения сознания определяются степенью развития и дифференциации нервной системы, способностью к прямохождению, развитым мозгом, развитостью кисти руки, характерной анатомией лица, обусловливающей возможность артикуляции. Однако сознание не передается потомкам биологическим путем, не наследуется ими.

Коммуникация, труд и культура - важнейшие факторы становления сознания, определяющие стремление человека к возвышению своего бытийственного статуса.

Орудийная деятельность - деятельность при помощи орудий труда по преобразованию природы - это труд. В труде человек относится к природе опосредовано, через посредство орудия труда, в то время как животное относится к природе непосредственно (животное сращено с природной средой своего обитания). Трудовая деятельность человека запечатлевается в вещественном воплощении предметного содержания деятельности, которое предстает перед субъектом в форме образа воспринимаемого предмета. Сознательный образ выступает в функции идеальной меры, которая овеществляется в деятельности.

Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир, деятельность же по-прежнему остается практической, внешней. На более позднем этапе предметом сознания становится сама деятельность: осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Теперь они выражаются с помощью жестов или звуковой речи. Это и является предпосылкой порождения внутренних действий и операций, протекающих в уме. Сознание-образ становится сознанием-деятельностью. В этой своей полноте сознание начинает казаться эмансипированным от внешней, чувственно-практической деятельности и управляющим ею.

Другое важное изменение, претерпеваемое сознанием в ходе исторического развития, состоит в разрушении первоначальной слитности сознания трудового коллектива и сознания образующих его индивидов. Это происходит в силу того, что осознаваемым становится широкий круг явлений, включающий в себя также явления, принадлежащие к сфере таких отношений индивидов, которые составляют особенное в жизни каждого из них. Таким образом, труд стал для человека источником его самосознания.

Теория двух скачков - модель генезиса сознания

В ходе эволюции Вселенной появляются новые механизмы, направленные на преодоление физической энтропии. Первый - появление жизни биологических систем (что связано в платоновских диалогах с появлением "души"). Живое отличается от неживого наличием души. Душа, по Платону, есть некий особый способ организации (форма) неживой материи, который и превращает неживое в живое. Антиэнтропийность живого проявляется двояко: живое способно к приращению индивидуальной массы (способность к синтезу); живое способно к воспроизводству нового живого в акте рождения. Появляется время как способ существования живой материи (на уровне неживой материи времени нет, там есть только сосуществование, длительность).

Появление сознания (нового способа организации жизнедеятельности) следующий структурный антиэнтропийный уровень, состоящий из двух скачков. Суть первого скачка - перенесение активности с внешней среды на внутреннюю среду. Это приводит к развитию мозга и формированию нового типа активности (антиэнтропийного по своему характеру) по порождению образов - чисто человеческой деятельности. Антиэнтропийный характер человеческой деятельности характеризуется как производством прибавочной стоимости (созданием гораздо большего количества продуктов, чем это необходимо для потребления), так и созданием принципиально новых устройств, выдуманных человеком.

Второй "сознательный" скачок связан с возникновением второй сигнальной системы, языка (речи) человека. Это связано с дальнейшим развитием мозга и формированием вторичных логосных структур сознания. С этим связан акт "грехопадения", описанный в Библии. Язык - удобное средство для создания культурно-смысловой среды, смыслового поля как второй после биологической надстройки над физическим энтропийным миром. Предметно-практическая деятельность, таким образом, стала решающим фактором эволюции человека и появления сознания как очеловеченной трудом психики.

Критерии сознания

Существуют ли объективные критерии сознания и степени его развития? Возможные критерии сознания: наличие языка, труд (Ф. Энгельс), табу (З. Фрейд), социальные отношения и религиозная практика (Л. Фейербах), традиция захоронения предков (Н. Федоров), стремление к совершенству (платонизм).

Источники сознания

К источникам сознания относятся предметный внешний и духовный мир, отражаемый в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов; социокультурная среда (общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания, средства, способы и формы познавательной деятельности); духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний; мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом Уровне организации материи осуществление общих функций сознания; космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида.