Философская методология XX века как поиск выхода из кризиса современного техногенного общества.

Системный подход

Многообразие версий системного подхода: по объекту (экологические, экономические, социальные, биологические); по определению системы (функциональные, целеустремленные, концептуальные, гомеостатические). Диалектика - одна из разновидностей системного подхода.

Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; исследование механизма взаимодействия системы и среды; изучение характера иерархичности, присущей данной системе; обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

Понятие "самоорганизация" характеризует процесс создания, воспроизведения или совершенствования организации сложной, открытой, динамичной, саморазвивающейся системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер.

Новые идеи в современном системном подходе (нелинейность, критическое поведение, потенциальность, поливариативность развития).

Синергетика как научная и философская методология

Синергетика как переход к новому, постнеклассическому этапу развития науки. Основные понятия синергетики: энтропия, бифуркация, аттрактор. Определение места хаоса и порядка в Мироздании в аспекте определения понятий информации и энтропии.

Два типа процессов в материальных системах. Процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности или хаоса. Их основными характеристиками является равновесность и линейность. Процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникнуть упорядоченные структуры. Их характеристиками является нелинейность и неравновесность.

Синергетика как западноевропейская альтернатива диалектике. Ее роль и значение - в акценте на роль случайности, нестабильности (нестационарности) процессов.

Герменевтика

Герменевтика - признание принципиальной незавершенности любой интерпретации (как понимания). Принцип объяснения в классической науке и ограниченность его применения. В науке понимание интерпретируют как подведение под понятие. Однако здесь нет подлинного понимания, а присутствует всего лишь объяснение. Понимание - практическое действие, слияние границ человека и вещи, интерпретация. Герменевтический опыт (как принципиальная открытость миру) и первенство вопросов. Понять текст - это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых границами вопрошаемого, образованием, вкусом, талантом, традиционностью.

Понятие "понимания" соотносительно с понятием "смысл"; они не могут рассматриваться в отрыве друг от друга; смысла так же нет вне понимания, как и понимание всегда есть усвоение некоторого смысла. Понимание - это процедура осмысления, выявления смысла, значения.

Герменевтический круг (круг самого бытия). У текста нет собственного смысла (тщетны попытки видеть смысл текста в сознании его творца) вне его интерпретации, а в рамках этой интерпретации неуместен субъективный произвол, ибо сам текст не произволен. Вопрошающий должен понять то, внутри чего он с самого начала находится. Мы можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое предпонимание до начала интерпретации текста.

Язык - среда и горизонт герменевтической онтологии. Герменевтика как искусство вести диалог друг с другом, добиваться согласия, консенсуса.

Постмодернизм

Постмодернистский переворот в интеллектуальной культуре. Деконструкция как метод, конструирующий философские дискурсы. Деконструкция бросает вызов реалистическому анализу, она разлагает текст на исходные элементы (философские, политические, культурные), затем их собирает по новой программе - не автора, а того, кто текст читает и стремится извлечь из этого занятия наслаждение. По отношению к тексту автор и читатель равны, ни у кого нет преимущества. Критический характер деконструкции: меньше единообразия, власти, лицемерного согласия; больше чувственности, иронии, нестабильности.