Игра как сущностная характеристика человека наряду с разумностью и созидательной способностью. Антропологическое содержание игры как особого вида субъективной, социальной, свободной, познавательной и развивающей деятельности человека.

Игра как феномен человеческого бытия

Фантазия и игра - способы преодоления человеком конечности своего существования, общения человека с возможным и недействительным, организации общества и социализации человека. Игра охватывает всю человеческую жизнь, овладевает ею и существенным образом определяет бытийный склад человека, а также способ понимания бытия человеком.

Игра - исключительная возможность человеческого бытия, фундаментальная особенность существования человека: игра дает человеку свободу как в физическом, так и моральном отношениях; человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, но бывает он вполне человеком лишь тогда, когда играет.

Игра как форма жизни

Ханс Георг Гедамер рассматривает игру как свободную добровольную деятельность и форму жизни. Субъектом игры является не играющий, но сама игра; цель игры - порядок и структура самого игрового движения; способ бытия игры - самопрезентация; игра всегда предполагает другого и, в этом смысле есть особое отношение человека к миру. Метафоры игры - фундаментальные способы описания человеческого существования.

Инобытие игры включает такие феномены культуры как маскарад (маска феномен игры), ритуальное переодевание, карнавал, карнавализацию. Основы карнавализации - в присущей культуре игре противоположными смыслами, в их перестановках, перемене местами (жизнь - смерть, высокое - низкое, доброе злое), игровой профанации ценностей.

Особенности игры

Под свободой в игре понимается независимость от диктата других людей, "неинстинктивная" обусловленность поведения играющих, независимость от утилитарных целей (игра не диктуется физической необходимостью или моральной обязанностью). Игра выводит человека за рамки обыденности.

Игра имеет собственное пространство и время. Ее пространство виртуальное поле. Время игры - субъективно переживаемое игроками время. Свобода времени, отведенного для игры, - творческое исполнение жизни, осуществление воображаемого творчества. Игра "творит порядок, она есть порядок".