Право - особое выражение социальности, кодифицированная система норм социальной жизни, соответствующая разным типам культуры, элементам социальных связей и формам социальности. К признакам правам относятся: общеобязательность, формальная определенность (правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах), обеспечение выполнения норм права принудительной силой государства.

Природа и сущность права. Теория естественного права исходит из признания того, что право содержит в себе абсолютные и неизменные начала справедливости и исходит из самой Природы. Естественное право противопоставляется действующему в государстве "позитивному" праву (юридическим нормам). Естественное право представляется неким идеалом, к Достижению которого следует стремиться.

В марксизме сущность права видится в его классовой и материальной обусловленности - право рассматривается выражением и закреплением воли экономически господствующего класса.

Право и социальное воспроизводство. Порядок и социальный хронотоп. Законность и целесообразность. Преступность будет существовать всегда, только будет меняться по форме: нарушения норм необходимы, чтобы не забыть эти нормы. Презумпция невиновности как высшее достижение правового мышления человечества. Смертная казнь: зло или добро?

Правовое государство

Учение о правовом государстве было оформлено в эпоху борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма - в эпоху буржуазных революций Дж. Локком, И. Кантом, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо). Идея правового государства связана с признанием верховенства закона по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. В правовом государстве проявляется гарантийная сторона (а не только запретная или принудительная) права. Правовое государство не то, где написаны и изданы законы и правовые нормы, а то, где выполняются законы, где преодолен правовой нигилизм, где существуют правопослушные граждане.

Признаки правового государства:

- государственная власть имеет свою границу и не распространяется на неотчуждаемые права личности, охраняя не только жизнь человека, но и его свободу от возможных бюрократических злоупотреблений;

- гарантией прав граждан является разделение функций власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- децентрализация в социально-экономической и в культурной сферах (защиту прав граждан берут на себя демократические ассоциации как посредники между центральной властью и различными слоями общества);

- свобода печати; суд присяжных заседателей, граждане непосредственно участвуют в вынесении судебного решения (что является школой правильного применения свободы, где граждане приобретают опыт политического участия в жизни общества).

Социальное и экономическое

Понятие хозяйства и экономики. Экономика - частный случай хозяйства, его особая реализация, специфический способ его мотивации и организации, процесс производства с точки зрения эффективного насыщения его человеческими силами и взаимосвязями. Экономика как "первая метафизика" производства, определяющая новую систему измерения человеческих сил и способностей, природных вещей и культурных ценностей.

Вещественные компоненты экономики

К вещественным компонентам экономики относятся материальные условия; орудия и средства деятельности. Вещественные компоненты экономики представляют особую сферу жизни общества, нормы человеческого поведения, которые придают человеку, оживляющему процесс производства, как и всем аспектам общественной жизни, вещный вид и способ проявления.

Производство - раскрытая книга человеческих сил - это совокупность вещественных условий, орудий, средств, объединенных для получения вещественной продукции, сохраняющей и пополняющей бытие людей. Человек, задействованный в производство, предстает прежде всего с его "вещественной стороны", как носитель энергии, телесная двигательная сила.

Вещная логика

"Вещная логика" - важный этап в развитии человека и человечества. Он по-своему ставит вопрос о движущей силе и о субъекте "вещной логики". Не физические законы, не логика вещей определяет сохранение и развитие экономики. Вещи в ней движутся и взаимодействуют по формам деятельности людей, и люди должны быть приспособлены именно к этим формам.

Сфера действия логики вещей ограничена круговоротом стандартных орудий, средств, продуктов обеспечения человеческой жизни, сводимым к простым функциям, операциям, взаимодействиям. В стандартном формировании вещь не раскрывает ни потенциала человеческих способностей, участвующих в этом формировании, ни многомерности свойств природного материала, включенного производством в ее создание.

Производство вещей - момент воспроизводства овеществленных социальных форм. По сути дела, человек в экономике вступает в контакт не с вещами, а с выраженными в них формами движения человеческих сил. В предметном развитии людей, преодолевающих стандартные машинизированные схемы деятельности, вещи раскрывают связанность своих функциональных (социальных) и физических (природных) измерений. Этим они подтверждают свою способность транслировать человеческий опыт во времени и в пространстве, перемещать человеческие силы по разным фазам социального процесса; согласовывать и развертываться в различные социальные формы.

Экономика как выражение социального

Экономика - особое выражение социального: человеческие качества оказались включенными производством в ситуацию сравнения и измерения в ряду других вещей. Экономическое измерение социальных качеств людей и вещей и возможности преобразования этих измерений. Распространение логики вещей в науке (наука поддается искушению серийного производства), образовании (распространение знания считается важным условием промышленного прогресса), праве и политике, умонастроениях, в качестве стилеобразующего начала повседневности человеческого поведения (преломляющего природный и человеческий мир в схемах законов и однородных серий).

Экономическое (управление) способно "поглотить" социальное, девальвировать духовные ценности в процессе коммерциализации социального, когда социальное становится потребительской стоимостью, а человек оказывается на периферии социального воспроизводства. Логика вещей игнорирует многие важные аспекты духовной и практической жизни человеческих индивидов, их самобытности, индивидуальности, непосредственной цельности. Она не только не считается с собственными качествами людей, но упрощает, извращает и даже стирает эти качества.

В конце XX в. выявились пределы экстенсивного развития социальности, экономики, техники, обезличенного образования. За всем за этим стоит кризис идеи социализации как подключения личности к стандартам культуры - для человека оказывается все более важным способность не подчиняться схемам знания, формализованного поведения, а рассматривать их как набор инструментов своего личностного бытия и развития).