Религия - феномен человеческой культуры. Философия религии - это философский (рациональный) анализ феномена религии, ее места в системе мировоззрения, причин и принципов ее становления.

Сущность религии

Религия - духовное основание культуры, "самоутверждение личности в вечности", защита духовного мира человека "от бездны". Религия представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения.

Наиболее распространенная точка зрения на проблему происхождения религии связывает появление и существование религии прежде всего с отношениями несвободы, господства и подчинения, иначе говоря, с той областью человеческого существования, которая недоступна управлению и целенаправленному регулированию. Другая точка зрения объясняет происхождение религии стремлением человека к высшему, Абсолюту, его насущной потребностью трансцендироваться, выйти за свои пределы.

В структуру религии входят: вера, религиозные чувства (религиозная любовь, религиозная радость, религиозное чувство возвышенного), поведение, определяемое верой в существование Бога (обряд - традиционное действие, сопровождающее важные моменты жизни человека и удовлетворяющее его религиозные потребности, культ - совокупность специальных действий и ритуалов, обусловленных верой и регламентированных вероучением).

Вера - система взглядов и представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Религиозная вера открывает душу навстречу истине, инициирует творческое состояние духа, открывает возможность сверхчувственного опыта. Вера-доверие (как акт послушания и покорного доверия к авторитету) и вера-откровение. "Скорбное неверие" как разновидность веры. Объективные и субъективные элементы веры. Объективный элемент - это предмет веры; субъективный элемент веры - человек, который совершает акт веры.

Религиозные переживания предполагают ощущение чуда, нового понимания и новых ценностей, ощущение святости и глубины. Мистический опыт - опыт переживания, при котором появляется ощущение единства, лежащего в основе всего, чувство разрушения всех обычных барьеров между собственной личностью и внешним миром, выхода за пределы нашего нормального осознания пространственных и временных ограничений. Это переживание может порождать чувство глубочайшей радости, возвращения домой, единения с природой, осознания истины, невыразимой в словах.

Религиозные переживания обладают высшим авторитетом для тех, кто их испытал. Реакцией на них может быть поклонение и набожность, изменение стиля жизни или ценностей, новое понимание жизни. Религия формирует чувство обязанности, зависимости и долженствования по отношению к всемогущей силе, дающей жизненную опору и достойной поклонения.

Социальные функции религии: аксиологическая, мировоззренческая, социально-консолидирующая (благодаря религии общество сплачивается и структуируется), нормативная, регулятивная (достигается на психологической суггестивной и сакральной основе), компенсаторная (создать определенный социальный и психологический комфорт, обеспечить этим самым нормальные условия для существования и развития человека при отсутствии таковых возможностей в реальной жизни). Религия выступает способом социальной интеграции и компенсации дисгармонии отношений человека и общества. Сущность религии, по Дюркгейму, не в вере в трансцендентное (личного Бога), сама религия не определяется понятием сверхъестественного. Объектом религиозных обрядов, источником религии является само общество. Религия - это поклонение обществу, форма социальной терапии (З. Фрейд).

Понятие теологии как богословия, системы догм вероучения.

Гносеология религиозного сознания

В религиозном сознании происходит удвоение мира на священный (сакральный) мир и мирской (профанический) мир.

Понятие сакральности - ключевая характеристика религии. Сакральное как признание доступности для нашего сознания фундаментальных религиозных истин исключительно через откровение, веру и религиозный опыт. Сакральное и мирское - отделение одного от другого и их противопоставление распространяется в религии на пространство, время и поведение человека. Н. Бердяев о сакральных истоках культуры.

Проблема откровения. Откровение - знание, получаемое сверхъестественным путем. Откровение получают прямо и непосредственно, оно не обусловлено ограничениями обычного человеческого сознания. Христианство рассматривает Ветхий завет как откровение, которое обрело свое завершение в учении Иисуса Христа.

Религия, будучи ближайшей преемницей мифологии, не производит знание в систематической и теоретической форме. Религия - надынтеллектуальна, не нуждается в логике и рациональном знании. Она возникает на эмоциональной основе, на основе интуиции и вдохновения. В зависимости от поиска Абсолюта религию можно условно подразделить на эгоцентрическую, социоцентрическую и космоцентрическую.

Эгоцентрическая религия означает установление духовной связи индивида со своим подлинным "я" на основе принципа "Познай самого себя".

Социоцентрическая религия - это стремление человека к всеединству своих сущностных сил и к воплощению исконной духовной целостности в избранном священном объекте.

В основе космоцентрических религий (мировых религий: христианства, ислама, буддизма) лежит установление связи людей с Богом, энергетическим центром Вселенной, средоточием всех космических сил.

Наука и религия

Отношения религии и науки не были однозначными. Практически, можно выделить несколько этапов этих взаимоотношений: синкретический, конфронтационный, синергетический. Большая степень гармоничности во взаимоотношениях науки и религии присутствовала в традиционном обществе. Знания в этот период были частью эзотерики, хранимой жрецами.

Место религиозных представлений в проблемной ситуации и рождении новых идей и гипотез. Христианские верования способствовали развитию науки в XVI XVII вв.: Бог создал мир, - следовательно, мир достоин изучения; природа сама по себе не заслуживает поклонения, - следовательно, люди вправе критически ее исследовать; человечеству дана власть над Землей, чтобы оно подчинило ее себе, - поэтому люди могут создавать технологии, не испытывая чувства, что это является насилием над Божьим миром; Бог сотворил мир рациональным и упорядоченным образом, - следовательно, мир можно постичь.

Основные разногласия между наукой и религией - противоположность методов познания, различное понимание причин происхождения вселенной, природы, человечества и его места во вселенной - начинаются со времени формирования классического идеала науки.

Синергетика - основа для диалога между наукой и религией. Наука - это метод, религия - это преданность определенному представлению. Религия верит в конкретное представление о мире, тогда как наука верит в процесс, посредством которого формируются, оцениваются и модифицируются представления о мире.

Глава 66

Философия науки и образ науки

Наука - вид духовного производства, ее отличие от других видов деятельности. Философия науки - область интеллектуальной культуры, выявляющая и анализирующая познавательные программы, модели науки, предлагающая опыты ответов на вопрос: что значит знать?

Три ипостаси науки

Философия раскрывает историческую миссию и цели науки в цивилизации и культуре через три основные ее ипостаси - как форму деятельности, как социальный институт, как особую сферу культуры.

Наука есть особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Второе, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

В третьем истолковании наука (как особая область человеческой деятельности) пытается обеспечить себе автономию и нейтральность по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

Функции науки

Наука как социокультурный феномен раскрывает свое содержание через выполняемые ею функции. К числу последних относятся:

- культурно-технологическая функция связана с обработкой и возделыванием человеческого материала - субъекта познавательной деятельности;

- функция социальной регуляции общественных процессов указывает на возможности науки воздействовать на потребности общества, становиться условием рационального управления;

- функция непосредственной производительной силы науки проявляется в превращении ее в важнейший фактор хозяйственно-культурного развития людей;

- идеологическая функции представляет науку как инструмент политики и важнейший фактор основополагающих идеологических установок общества, предоставляющий интеллектуальные аргументы и практический инструментарий для существующей власти и идеологии для сохранения ими своего привилегированного положения;

- эвристическая функция концентрируется в понятиях "прогноз", "план", "программа" и нацеливает науку на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем.

Возникновение науки

Критика европоцентризма и антиисторизма в понимании сущности и происхождения науки.

Зависимость науки от уровня развития производительных сил, материальной культуры и социальной структуры общества. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Исторический ракурс. Предыстория науки. Общая характеристика неолитической революции как условия возникновения науки. Преднаука как феномен традиционных культур.

Античность. Противостояние спекуляции и эмпиризма в методологии обусловило возникновение специфического типа науки в античности, отвечающей гносеологическим стандартам научности математики и по сути дела донаучного естествознания.

Средневековье. Такие черты средневековой мысли, как схоластическое теоретизирование, герметизм, символизм, иерархизм, авторитаризм, традиционализм, дидактизм, талмудизм, телеологизм, созерцательность, мистицизм, эссенциализм, фундаментализм, исключали возможность удовлетворяющего высоким гносеологическим ценностям знания в принципе. В средневековье речь шла не об исследовании сущности какого-либо принципа, но о толковании, обсуждении, отрицании или подтверждении другими текстами тех, на которые он опирался. Авторитет людей заменял всюду авторитет разума. Книги изучались гораздо более природы и воззрения древних лучше, чем явления вселенной.

Термин "наука" использовался как синоним термина "искусства". К наукам причислялись семь либеральных дисциплин: грамматика, логика, риторика, арифметика, музыка, геометрия, астрономия.

Новое время. Основные принципы новоевропейского мышления, вызвавшие революционизацию духовной сферы, которые привели к возникновению современной науки. Это:

- секуляризация интеллекта, освобождение его из-под ферулы церкви и авторитета канонических текстов; очагами науки все в большей степени перестают быть приходы и становятся академии;

- эмансипация научного мышления от фидеистических категорий: отказ от топографической иерархии "верх - низ"; десакрализация пространственно-временных представлений - формирование и утверждение идей однородности и изотропности пространства и времени; забвение антропоцентризма; принятие картины унитарного космоса (спинозовское: Вся сотворенная природа есть единое существо. Отсюда следует, что человек есть часть природы, связанная с остальными);

- демократизация научного поиска: отказ от средневекового начетничества, догматизма, талмудизма; критическая антисхоластическая направленность теоретико-познавательных доктрин того времени; принятие прогрессистской парадигмы научного знания, развенчивающей характерное понятие финальности познавательного процесса. Галилей: Кто возьмется поставить пределы человеческому разуму?

- натурализация мышления, которое отныне опирается на фундамент причинности, парадигму законосообразной объективно-сущей природы, едиными проникающими и охватывающими ее как целое законами;

- согласование Логоса с Сенсусом: развенчание средневекового представления о существовании априорного разума, которое выводилось из его провиденциальной гармонии; отказ от интерпретации понятий как самостоятельных стихий, действующих в качестве реальных универсалий; отказ от понимания логико-теоретического мышления как самодостаточного инструмента постижения мира; осознание необходимости опытной апробации, эмпирического контроля.

В новоевропейской культуре происходит становление опытной науки и генезис техногенной цивилизации.

Для познания мира, противопоставленного человеку, наука предложила метод, включающий рациональное теоретизирование, наблюдение и эксперимент ("допрос Природы под пыткой"). Метод, с помощью которого предметная область научного исследования охватывается представлением, носит характер прояснения исходя из уже ясного, объяснения. Это объяснение всегда двояко. Оно и обосновывает неизвестное через известное, и вместе подтверждает это известное через то неизвестное. Не наука становится исследованием благодаря эксперименту, а наоборот, эксперимент впервые оказывается возможен там и только там, где познание природы уже превратилось в исследование. Современная физика только потому может стать экспериментальной, что в своей основе она математична.

Механицизм и атомизм - стартовые модели современной науки. Элиминация человеческого фактора (в объективизме, субстанциализме, эссенциализме) характерный императив как античной, так и новоевропейской науки, исходящей из допущения отделенности предмета от средств познания.

Механистически-атомистское понимание действительности становится важнейшим критерием понимания науки. Наука опредмечивает действительность. Из этого следует важнейший принцип классической науки - сведение организма к механизму, понимание организма как сложной версии механизма. Животное механический аппарат. Человек - машина.

Наука - базовый миф Нового времени. Ее претензии как специфической гносеологической системы, на самостоятельность и верховенство в иных моделей познания, делает науку мировоззренчески заостренным явлением, признает за ней роль высшего совершенного арбитра в споре между разнообразными идеологиями. Наука - общий знаменатель всех разновидностей современных идеологий.

Научное познание и его специфика

Научное знание - сложная развивающаяся система. К его специфическим признакам относятся: объективность (исследование окружающего мира как подчиняющегося объективным законам, сознательное исключение из этого исследования всего субъективного, личного), теоретичность, системность и общезначимость, проверяемость, профессиональность, предметно-практический характер (ориентация на изучение прежде всего объектов, которые могут быть включены в производственную деятельность человека).

Структура научного познания. С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, оно включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: субъект науки (ключевой ее элемент); объект (предмет) - то, что именно изучает данная наука; система методов и приемов, характерная для данной науки; свой специфический язык (знаки, символы, уравнения, формулы).

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень научного познания: методы получения и проверки знаний (наблюдение, эксперимент, макет), методы систематизации знаний (анализ, синтез, индукция, классификация), формы знания (факт, законы, гипотеза).

Понятие факта. Два аспекта понятия "факт": аспект действительного существования и аспект знания об этом существовании. Факт как элемент реальности, ставший достоянием нашего знания.

Специфика теоретического познания

Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.

Особенность теоретического познания - это его внутринаучная рефлексия, исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата. Теоретический уровень научного познания: методы построения идеального объекта (идеализация, формализация, дедукция, аксиоматизация), формы знания (идеи, принципы, знаковые модели), методы построения и обоснования теории (объяснение, восхождение от абстрактного к конкретному, гипотетико-дедуктивный метод), формы знания (проблема, гипотеза, теория, закон).

Проблема - форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) - ее постановку и решение. Наука начинается с постановки проблемы, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим от менее глубоких к более глубоким. Научная проблема выражается в наличии противоречивой ситуации, которая требует соответствующего разрешения.

Гипотеза - форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются; третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный ответ. Гипотеза - необходимый элемент естественнонаучного познания: она направляет наблюдение, помогает оценить значение фактов различного типа и предписывает определенный метод.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Теория - идеальная (существующая в человеческом сознании), идеализированная (отвлекающаяся от неизвестных сторон реальности) модель некоторого фрагмента мира. Теория - приближенная модель (не охватывающая всех аспектов исследуемой реальности).

Любая теория должна удовлетворять двум основным требованиям: непротиворечивости (не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости - опровержимости, а также опытной экспериментальной проверяемости.

Закон - ключевой элемент теории. В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является объективной, так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей; существенной, конкретно-всеобщей; необходимой; внутренней, так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы; повторяющейся, устойчивой. Закон есть прочное (остающееся), идентичное в явлении.

Динамика научного знания

Динамика (рост, изменение, развитие) - важнейшая характеристика знания. Два крайних подхода к анализу динамики научного знания и механизмов этого развития: кумулятивизм и антикумулятивизм.

Кумулятивизм абсолютизирует количественный момент роста и изменения знания, непрерывность этого процесса, полагая, что развитие знания происходит путем постепенного количественного добавления новых положений к накопленной сумме знаний.

Антикумулятивизм изображает историю науки в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни содержательной преемственности.

Концепция знания К. Поппера

Карл Поппер рассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но и как систему изменяющуюся, развивающуюся. Рост знаний не является кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок. Под ростом знаний Поппер имеет в виду не накопление наблюдений, а постоянное выдвижение смелых гипотез и наилучших теорий и осуществление их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Рост научного знания осуществляется, по мнению философа, методом проб и ошибок, и есть способ выбора теории в определенной проблемной ситуации. Вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс.

Требования к новой теории. Простота. Плодотворность. Проверяемость.

Концепция парадигм Т. Куна

Парадигма - модель научного исследования, набор положений, разделяемых учеными на данном этапе развития науки. Парадигма включает в себя: фундаментальные теории, конкретные образцы научного исследования, устанавливает допустимые методы решения этих проблем, очерчивает круг проблем, имеющих смысл и решение. Американский философ Томас Кун полагает, что переход одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития, характерной для зрелой науки. Научное развитие, подобно биологическому миру, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.

Методология научно-исследовательских программ

В науке существует конкуренция научно-исследовательских программ. Под научно-исследовательской программой английский философ науки Имре Лакатос (1922 - 1974) понимает серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых совокупностью фундаментальных идей и методологических принципов. Поэтому объектом философско-методологического анализа оказывается не отдельная гипотеза, а некоторый тип развития. И. Лакатос рассматривает рост зрелой науки как смену серии непрерывно связанных теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция.

Методологический анархизм

Американский философ науки Пол Фейерабенд исходит из того, что никаких методологических указаний в науке быть не может. Наука - свободное предприятие, ее развитие зависит от смелости ученого разрушать принятые стандарты. Принцип познания: все дозволено, означает, что ученые вправе использовать любые методы и процедуры, теории и подходы, которые им представляются удобными.

Рост знания происходит в результате приращения теорий, которые являются несоизмеримыми (дедуктивно несвязанными, использующими разные методы и разные понятия). Теоретический и методологический плюрализм: существует множество равноправных типов знания, и данное обстоятельство способствует росту знания и развитию личности. Самые плодотворные периоды развития науки - периоды борьбы альтернатив. Их истоки коренятся в различии мировоззренческих и социальных позиций ученых.

Этапы развития науки

Классическая наука (XVII - XIX вв.) при описании и теоретическом объяснении устраняет по возможности все, что относится к субъекту. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Классическая наука имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

Неклассическая наука (первая половина XX в.) отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представления реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассическая наука. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело" знания. Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Постнеклассической стадии науки соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты образа постнеклассической науки выражаются синергетикой - ориентацией на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.