Три крупных стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности. Это - классическая рациональность, неклассическая рациональность и постнеклассическая рациональность. Проблема преемственности между всеми типами рациональности.

Рациональное в гносеологическим плане - это логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное Универсальное знание предмета, нечто "в масштабе разграничивания". Рациональность как пропорция между тем, что наглядно можно наблюдать, и тем, что ненаблюдаемо, ненаглядно.

Рациональное в онтологическом плане - это предмет, явление, действие, в основании бытия которых лежит закон, правило, порядок, целесообразность. Рационализм как методический принцип, согласно которому разум служит основой бытия, познания, морали.

Античный рационализм

Античный рационализм Сократа, Платона, Аристотеля - торжество числа, определения, понятия. Рационализм Сократа допускает ограниченность возможностей отдельного человека, интеллектуальную скромность и право на ошибку.

Рационализм Платона. Диалог Платона как способ устранения противоречий на пути к обретению вечных идей. К. Поппер подвергает критике рационализм Платона: это авторитарный интеллектуализм, эта уверенность в обладании безошибочным инструментом исследования, в непогрешимости используемого метода, это неумение отличить интеллектуальные способности человека от того, чем он обязан другим во всем, что способен знать и понимать, - есть псевдорационализм.

Рене Декарт - продолжатель традиции рационализма Платона отождествляет физическое тело с миром геометрических форм. "Моя физика есть геометрия". Требования к знанию: безусловность, непротиворечивость и абсолютная достоверность. Преклонение перед логикой и математикой как средствами обеспечения достоверности.

Рационализм Аристотеля - единство разума, блага и цели. Благо разума в познании целевых причин: наиболее достойны познания первоначала и первопричины, ибо через них и на их основе познается все остальное. Философия есть та наука, которая познает цель или благо. Разум есть ее инструмент, только ему доступны понятия цели, блага, наилучшего. Целесообразность - основной принцип рационализма Аристотеля.

Классический идеал рациональности

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного описания и объяснения мира.

Главной предпосылкой рационализма Р. Декарта является уверенность человека в своей способности к познанию. Эта уверенность зиждется на идее адекватности мышления структуре и организации реального мира. Все разумное действительно. Два обстоятельства, вытекающие из идеи тождественности мышления бытию: подчинение реальности мыслительному анализу (действительность состоит из логического материала) и интеллектуальный утопизм (вера в способность мышления делать прозрачным бытие, проникать и постигать его самые сокровенные тайны). Отождествив сознание и бытие, Декарт обращает сознание на самого себя, сделав предметом анализа идеи "Я". Начиная с Декарта (с "cogito ergo sum"), человек остался без мира. Декарт декларирует теоретическое первенство сознания, отдает приоритет мышлению как единственному в универсуме.

Лейбниц критикует рационализм Декарта и взгляды Ньютона на универсум: они допускают периодическое вмешательство Бога в устройство мироздания с целью улучшения функционирования последнего. Ньютон недостаточно почитал Бога, неспособного сообщить своему механизму движение и заставить его работать без дополнительных переделок.

Основоположения классического идеала научности

Истинность - не только нормативная ценность, но и необходимая дескриптивная характеристика любых познавательных результатов, претендующих на научность. Фундаментализм - допущение предельных унитарных основоположений, образующих для познавательного много и разнообразия незыблемый монолит - базис, имплицирующий производные от него единицы знания. Методологический редукционизм (представление о возможности выработки некоторого универсального стандарта научности). Нормативный стандарт научности формулируется либо на базе наиболее развитой области познания, либо может варьироваться по степени жесткости. Социально-культурная автономия научного знания и методологического стандарта научности. Трансцендентализм (признание изначальной прозрачности сознания и всех способностей души от природы одинаковыми). Динамизм - установка на жестко детерминистическое толкование событий, исключение случайности, неопределенности, многозначности (показателей неполноты знания) как из самого мира, так и из аппарата его описаний. Финализм - интенция на гомогенную, неопровержимую, самозамкнутую систему знания, фиксирующую истину в окончательном и завершенном виде. Эссенциализм - разрыв явления и сущности, сущности и существования, нацеленность на восстановление за наличной внешностью скрытых качеств, сил, олицетворяющих внутреннюю господствующую, самодовлеющую основу. Механицизм - гипертрофия механики как способа миропонимания. Кумулятивизм - трактовка развития знания как линейного количественного его саморасширения за счет монотонной аддатации новых истин.

Важнейшие формы выражения классического идеала научности: математический идеал научности, физический идеал научности, гуманитарный идеал научности.

Неклассический тип рациональности

Формирование неклассического типа рациональности через критику классического. Неклассический тип рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Неклассику от классики отделяет мировоззренческий, общекультурный барьер.

Психоанализ. В контексте поставленной проблемы интересен мотивом непрозрачности субъективного, признанием наличия в нем затемнений, пустот, требующих специализированной рефлексии.

Персонализм. Важен доктриной личности как самотворящей стихии. Идеология самодеятельности познавателя не только разрушает модель зеркального копирования действительности, но и вводит умонастроение активизма: индивид как сгусток воли, цели, интереса, самостийно творит законы, привносит стандарты в природу; мир человека - арена бытия, а не мир бытия - арена человека.

Модернизм. Интенция на ревизию вечных истин, релятивизация стандартов, увязывание истины с субъективным взглядом на мир, признание уникальности личностного видения.

Анархизм - релятивизация норм, индивидуализация ценностей, ставка на нетрадиционность, подрыв универсалий, абсолютов, канонов.

Прагматизм. Привносит стереотипы инструментальности, эффективности, свободы поиска, волеизъявления.

Полифундаментальность. Развал монистического субстанциализма с принятием образа целостной, многоуровневой реальности.

Синергетизм. С ним пришел конец онтологии механицизма с обслуживающим его категориальным блоком - стабильность, неизменность, устойчивость, простота. На ее развалинах утвердилась организмическая картина с категориальным блоком: неустойчивостью, неравновесностью, сложностью, нелинейностью, необратимостью, изменчивостью.

Холизм. Интеллектуальный блок, предопределяющий интерпретацию действительности как иерархии целостностей.

Релятивизм - такой взгляд на вещи, при котором всякое убеждение в чем-либо столь же приемлемо, как и всякое другое. Поддерживает плюрализм, свободу выбора.

Дополнительность. Характеризуется использованием в исследованиях групп взаимоисключающих понятий: сосредоточение на одних факторах делает невозможным одновременное изучение других.

Нелинейность. В соответствии с неклассической идеей конструктивной роли случая становление новых форм происходит в неустойчивых к флуктуациям точках бифуркации, дающих начало эволюционным рядам.

Постнеклассический тип рациональности

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем экспонируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

В рамках концепции "финализации науки" выдвинут в качестве эталонного особый тип научного познания, в котором интегрированы как объективные закономерности, так и социальные цели и потребности. Стандарты науки определяются "внешними" для науки факторами: техническим прогрессом. Изменяется характер решаемых современной наукой проблем: переход к комплексным проблемам, имеющим фундаментальную социально-практическую и социально-культурную значимость.

Концепция открытой рациональности. Понятие рациональности здесь шире понятия "рациональности науки", так как включает в себя не только логико-методологические стандарты, но еще и анализ целенаправленных действий и поведение человека. Человек входит в картину мира как системообразующий принцип.

Постнеклассический тип рациональности активно использует новые ориентации: нелинейность, необратимость, неравновесность, хаосомность; включает интуицию, эвристику.

Философские основания науки

Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Философия - это система методов познания и принципов деятельности.

Философия как методология научного познания. Философские принципы и понятия составляют основания научной теории, участвуют в ее становлении, направляют процесс ее развертывания. Философия устанавливает предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Ни одна частная наука не может выработать общего целостного, интегрального знания о мире и о человеке.

Философия оказывает влияние на характер и стратегию научного исследования, выступает наиболее общим методом познания реальности. Она вооружает исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения. Философия воздействует на формирование новой научной картины мира опосредованно, через промежуточное звено - частнонаучную картину мира. Философия разрабатывает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры, которые влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты. Философия не только познает, но и оценивает мир.

Критическая функция философии нацелена на все сферы человеческой деятельности - на познание и на практику, общество, на социальные отношения людей. Принцип критики является величайшим методом науки.