Интерпретации природы техники

Техника как совокупность материальных средств человеческой деятельности, различных видов технической деятельности по их созданию, совокупность технических знаний и их производство. В этом определении фиксированы три признака техники:

- техника - искусственное, человекотворное, не природное явление;

- техника как материальное, а не духовное образование, поэтому методы, способы деятельности к технике относятся лишь условно (техника перевода, техника чтения);

- техника - это средства человеческой деятельности, орудия его разнообразного труда.

Виды техники и исторические этапы ее развития.

Античность. Античность: техника как воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. В античном мышлении существовало четкое различение эпистеме, на постижении которого основывается наука, и технэ, практического знания, которое необходимо для дела и связано с ним. Технэ не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику.

Четкое различение теоретического знания и практического ремесла.

Средние века. Средние века: техника как творчество человека в качестве отблеска божественного творчества. Бог как "демиург-инженер" и как инобытие природы. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте. Догмат христианства о трансцендентности человека по отношению к природе и о его полнокровном господстве над ней и современная техника.

Новое время. Новое время: техника как опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника как самостоятельная сила, которая в качестве средства труда определяет развитие общества. Традиционное понимание парадигмы технического прогресса как безграничного процесса "улучшения" основывалась на двух базовых идеях, выработанных философией Нового времени. Первое - это представление о неограниченности природных ресурсов планеты.

Второе - представление о человеке как о "царе природы", призванном господствовать над нею. Оба эти представления ошибочны. Ресурсы планеты ограничены, безграничный экстенсивный рост невозможен.

Современное понимание техники и места человека в природе основано на признании того, что человек - всего лишь часть природы, не имеющий возможности существовать вне связей между техникой, природой и человеком. Техника - преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и ее соответствие сущности бытия человека в мире. Техника, как несамостоятельная сущность, есть триумф средств над целью. Техника воплощает рациональность человека и новый всемирно-исторический способ его отношения к бытию. Опасность техники заключается не столько в уничтожении существования человека, сколько в преобразовании его сущности.

Проблема "антикваризации" человека (изменение сущности человека через генетические манипуляции). Создание дублей через методологии генной инженерии и через компьютерные модели искусственного интеллекта делают из современной науки, как вспомогательного инструментария человеческого общества, нечто большее, ставя под угрозу сам статус человека в обществе будущего.

Научное познание и инженерия: общее и особенное

Техника формируется как знание ad hoc, для данного случая. Целью научной теории является выработка наиболее общей закономерности. Научное познание минимизирует неизбежные искажения, которые вносит в мироздание наличие самого ученого. В технике объект исследования подлежит постоянному изменению в ходе познания в соответствии с волей своих создателей. Тезис Карла Маркса о превращении науки в непосредственную производительную силу общества и о создании единого феномена науки и техники. Рассмотрение науки как вторичного следствия техники. Проблема "инженерного идиотизма" как проблема таких технических проектов, создатели которых допустили ошибку еще на стадии целеполагания, пренебрегая значимыми факторами.

Кризис традиционной инженерии и проблемы новой технической стратегии непосредственно связаны с последствиями компьютеризации общества, построением искусственного интеллекта и превращением информации в глобальный ресурс человечества. Поскольку развитие искусственного интеллекта приходит в противоречие с одной из коренных доминант всего технического прогресса принципом целесообразности, постольку его предметом является моделирование не интеллекта, а инстинктов и тропизмов.