Педагогика - искусство обучать искусству критического и творческого мышления.

Педагогика как прикладная философия

Воспитание и образование человека - особая область духовного производства. Человек является предметом и целью образовательной деятельности.

Образовательная деятельность как объект философской рефлексии. Образовательная и педагогическая деятельность: общее, единичное, особенное. Проблемы социальной детерминации и исторические этапы развития педагогической деятельности. Образовательная деятельность - способ социокультурного воспроизводства человека и социального наследования.

Система "Учитель" и педагогическая деятельность как ее социально-педагогическая подсистема. Самоопределение педагога в корреляции и коррекции теоретико-мировоззренческих установок учащихся. Современные проблемы создания антропологической матрицы педагогического целеполагания.

Роль философии в формировании конкретно-исторических моделей образовательной деятельности.

Основные модели образовательной деятельности:

- натуроцентризм (человек как природное существо);

- социоцентризм (человек как социальное существо);

- геоцентризм;

- антропоцентризм (человек как духовное существо).

Три основные цели образования, которые соотносятся с тремя жизненными целями, олицетворяющими духовный, социальный и профессиональный аспект человеческой жизни. На духовном уровне образование должно способствовать развитию сердца, которое является первоосновой нравственного развития человека. На социальном уровне через посредство образования молодые люди должны усвоить универсальные Ценности и нормы поведения, чтобы стать достойными гражданами, способными создать крепкие семьи и здоровое общество. На профессиональном уровне образование подразумевает передачу знаний и технических навыков подрастающему поколению, чтобы помочь юношам и девушкам стать полезными членами общества. Образование должно вести человека от знания к познанию.

Особенности культуры нового времени и традиционная система образования как слепок с ее структуры:

- отраслевой характер, обусловленный прогрессирующим разделением труда в обществе (отраслевая структура культуры отражается в поурочной структуре процесса обучения;

- классическая философия предъявляет к образованию требование быть предельно осознанным и воспроизводимым в каждом своем моменте (что превращает образование в производство);

- для классической философии становятся важными трансляционные характеристики образования;

- предмет как представитель той или иной содержательной стороны культуры;

- рационалистический характер культуры нового времени (класс как организация педагогического пространства школы нового времени);

- монологический характер культуры нового времени (отсюда доминантная роль учителя-предметника в педагогическом действии как представителя разума и знающего ответы на все вопросы);

- утилитаристский характер культуры нового времени (отсюда ориентация системы образования на подготовку своего выпускника для жизни).

Основные проблемы современной системы образования, нараставшие с середины XX в., вызваны цивилизационными разрывами:

- между ориентацией образования на усвоение как можно большего объема знаний и лавинообразным увеличением производимой информации;

- между поддерживающим образованием, рассчитанным на относительную стабильность ситуации и быстро меняющимся и усложняющимся социальным миром;

- между культурно-национальной спецификой образования и потребностью современного технологического развития в единых стандартах образования. Развитие массового образования приходит в противоречие с принципом иерархированности учащегося по уровню усвоения знания (отсюда заниженность критерия оценки и ориентация на слабо успевающих; создание "элитарных" школ подрывает принцип демократизации образования).

Модуль пространства современного образования определяется особенностями современной культуры:

- ее "мозаичной" архитектоникой. Современная культура перестала быть отраслевой и складывается из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций - отраслей - фрагментов, где нет строгих границ между понятиями и их содержанием;

- новым типом ее рациональности. Современная культура - это культура диалога, а не монолога. Она делает акцент на настоящем (для новоевропейской культуры время выступало прежде всего как развитие по пути прогресса);

- благоговением перед жизнью как одним из важнейших ее принципов. Современная культура ориентируется не на пользу, а на самоценность человека как уникальности, личности, как единственного источника продуктивного деяния. Современная культура ориентирована на мысль, на рождение живой мысли в сознании конкретного человека, а не на знание-информацию.

Задача современной системы образования - формирование "человека культуры", способного работать со знаниями, разными типами мышления, с идеями различных культур. Важные элементы новой архитектуры образовательного процесса - учитель (не предметник), который работает с культурной ситуацией, в которой у ученика рождается знание-мысль; непрерывность образования; самообразование.

Философия культуры и философия человека как методологические основания современной педагогики.

Философская культура педагога

Понятие "философская культура", его применение к деятельности педагога. Связь философской подготовки с профессиональной компетентностью и социально-профессиональной мобильностью учителя.

Обучение Фома Аквинский рассматривал как переход обучаемого из состояния возможности обладания знанием в состояние действительного обладания знанием. Если вспомнить первое доказательство бытия Бога, принадлежащее Фоме, то выясняется, что обучение есть частный случай движения, понимаемого как переход из состояния возможности в состояние действительности. В первом доказательстве бытия Божия говорится, что все, что движется, движимо другим, т.е. ученик движим учителем и является пассивным началом. Учитель подобен огню, обладающему актуальной теплотой, а ученик - дровам, могущим воспламениться под воздействием огня. Интересно, что вообще движение понимается Фомой, как и Аристотелем, как переход женского начала в мужское под воздействием мужского. Парадигмой движения, таким образом, становится оплодотворение: в этом акте женское начало зачинает новую жизнь, которую потом оно же призвано произвести на свет, родить, и в этом женщина уподобляется самому мужскому началу - Богу Отцу. По Г. Гегелю, можно говорить о снятии противоположности мужского и женского в акте зачатия. Интересно, что зачатие по латыни звучит как conceptio и является однокоренным с "концептом", т.е. зачатой интеллектом идеей. Глагол "понимать" (capere) в латинском языке также является однокоренным с существительным "зачатие".

Таким образом, можно сказать, что понимание в интеллектуальной сфере играет ту же роль, что и зачатие в сфере физиологической. Действие учителя должно привести к зачатию учеником новой идеи. Причем, как заметил Платон в диалоге "Тэатет", активное начало, порождающее правильную мысль в сознании ученика, - это Сам Бог, а роль учителя сводится к тому, чтобы проследить, чтобы мысль была выношена и не появилась на свет преждевременно.

Образование - это ответственность.