Устойчивое развитие - императив современной цивилизации.

Принципы устойчивого развития

Мыслить глобально, действовать ответственно. Если хочешь изменить мир, измени самого себя (М. Ганди). Глобальное мышление - это обретение перспектив разумного выбора. Это мышление в терминах процессов, а не структур, в терминах динамического целого, а не статических частей. Действовать ответственно - значит жить так, чтобы и другие могли жить.

Создать новую культуру предпринимательства. Культура предприятия классической индустриальной эпохи полностью исчерпана. Ее краеугольный камень - прибыль и рост, достигаемые на основании исходного представления: бизнес есть бизнес. Ее основные характеристики: вера в адекватность интровертивной эффективности и в эффективность иерархической формы организации; планирование исходило из веры в контроль и предсказуемость: следствия прослеживались до вызывавших их причин, а причины подвергались количественному анализу; вера в прогресс, двигатель которого - технология.

В 70-е гг. XX в. - возросшее социальное отчуждение, падение нравов, побочные эффекты технологии (катастрофы). Вера в прогресс поколеблена. В 80-е гг. XX в. - новые информационные и коммуникативные технологии, интеграция и интернационализация рынков, сокращение производственных циклов, диверсификация производственных линий. Заботы о сохранении природы переместились с периферии общественного сознания и заняли свое место на рынке.

В 90-е гг. XX в. ключевым источником жизнедеятельности бизнеса стали не только информация, но и люди: коллективная работа как наилучший способ улавливания происходящих перемен и быстрого реагирования на них. Услуга как ключевой фактор успеха. Ответственность как новый фактор прогресса.

Поднять уровень понимания насущных проблем правительством. Миф о суверенном нации-государстве: суверенная власть вручается не народу, а его выборным представителям, которую они часто присваивают себе. Решения, затрагивающие интересы людей в образовании, занятости, правопорядке и гражданских свободах, поднимаются до уровня взаимосвязанного и взаимозависимого мирового сообщества.

Национальная безопасность надежнее обеспечена региональными пактами, нежели национальными армиями. Охрана окружающей среды требует решений, принимаемых всем мировым сообществом.

Моральный кодекс сохранения окружающей среды. Прогресс науки уменьшил силу кодексов морального поведения, основанных на религиозных учениях. Наука лишила религию права быть источником авторитета, но ученые не смогли предложить этику в качестве основы моральных кодексов, хотя такие попытки предпринимались (Сен-Симон в XVIII в., О. Конт в XIX в., Э. Дюркгейм в начале XX в.).

"Минимальная этика выживания человека" - четыре принципа поведения, выдержавших проверку временем: культура ненасилия и уважения жизни, справедливый экономический порядок, культура толерантности и жизнь по правде, культура партнерства и равноправия между мужчинами и женщинами. Сюда можно причислить и принципы "устойчивого развития": поддержание уникального природного ресурса, регенеративной способности ресурсной системы в целом; поддержание в целом отношения между благосостоянием человечества (в том числе и будущих поколений), социальной структурой и природными процессами.

Жить при многообразии культуры. Многообразие - основа и движущая сила прогресса. Научно-техническая культура Запада - культурная доминанта XX в.: ее индивидуализм и персоноцентризм; личностные ценности, свобода и стремление к счастью; прагматичность (она отметает значительную часть из того, что нельзя видеть или схватить); приуготовленность природы на благо человека.

"Третий мир" - пассивная сторона интеркультурного диалога. Культурный национализм как ответ на гегемонию Запада: поиск своей расовой самобытности и укрепление национального самосознания. Сотрудничество народов как условие перехода к их интерсуществованию: отношениям активного участия. Логика интерсуществования: вы и я, они и мы. Она приходит на смену логике эгоизма и исключительности, которая признает только "я или вы", "мы или они".

Развивать свое сознание. Основные факторы, мотивирующие возникновение планетарного сознания: наличие постоянной ядерной угрозы; возникновение осведомленности об экологической обстановке на планете; выход на мировую арену бедного населения третьего мира; глобализация цивилизации (привычек, обычаев, образцов потребления, образа жизни); глобализация культуры, возникновение планетарного фольклора (джаз, рок, фламенко и т.д.); планетарное "телеучастие"; распространение вида на Землю из космоса.