Первую стадию в истории греческой философской мысли можно назвать космополитической. Это эпоха милетской натурфилософии, эпоха основной метафизической антитезы древнейшего периода – элеатского неподвижного бытия и гераклитовского всеобщего процесса, и эпоха примирительных попыток Эмпедокла, Анаксагора и атомистов.

         Общее настроение этого периода - космополитическое. Мифологический мир Гомера и Софокла с его олимпийским порядком обладал определенной структурой, однако, настойчивое стремление греческого видения к системности и ясности начинало искать новые формы. Пробуждающаяся философская мысль видит мироздание во всей его шири и необъятности. Взор первых философов - ионийцев падает не на частные явления бытия, с их мимолетными и пестрыми началами и концами, но на бытие в целом, за текучестью, изменчивостью и многообразием мира они искали некое рациональное единство и порядок.

Отныне их задачей стало обнаружить основополагающий принцип, или начало – arhe, которое и правит природой, и составляет ее суть. «Arhe» - основное начало бытия, мыслимое у Фалеса как вода, у Анаксимена как воздух, у Анаксимандра как бесконечная субстанция, не сводимая ни к одному чувственному элементу – все это яркие типы интуитивного  постижения сущности мира.

Первые философы  мыслят бытие цельным и единым, и никто из них не признает за конкретной, реальной вещью какого-либо самостоятельного и самодовлеющего существования.  Мир един. О древнейших философах Аристотель говорил: «То, из чего состоит все сущее, из чего оно происходит впервые и во что оно конечным образом разрешается, что пребывает как неизменная сущность в изменении своих состояний, - это они признают элементарной основой (стихией), это считают началом всего существующего. И поэтому они полагают, что ничто не происходит и ничто не уничтожается, так как одно и то же естество пребывает вечно». Фалесу прямо приписывают изречение: космос един.

Следующий шаг в этом философском перевороте был сделан Парменидом Элейским, который попытался разрешить проблему подлинной реальности при помощи чисто абстрактной рациональной логики. По его словам, благодаря божественному откровению, он нашел путь к дедуктивной логике; и она была беспрецедентна по своей строгости. Ионийцы, стремясь к простоте в объяснениях природы, утверждали, что мир – это единое, ставшее многим. Парменид же, вступая в борьбу с языком и с логикой, показывал, что для вещи «быть» чем-либо уже означает, что она не может стать тем, чем она не является, ибо о том, что он доказывал, что «то, что есть» («сущее») , не может ни появляться, ни исчезать, ибо нечто не может появиться из ничего или в ничто обратиться, раз «ничто» вообще не может существовать.

Вещи не могут быть такими, какими они являются чувствам: столь знакомый нам мир – переменчивый, подвижный, множественный, - должно быть, просто «мнение», ибо, следуя логической необходимости, подлинное бытие неизменно и едино. Логика Парменида впервые подтолкнула философию к рассмотрению таких проблем, как различия между действительным и кажущимся, между рациональной истиной и чувственным восприятием, между бытием и становлением. Однако наиболее важным оказалось утверждение о том, что роль верховного судьи относительно действительности принадлежит человеческому разуму.

Обе эти тенденции – натуралистическая и рационалистическая – способствовали развитию ряда теорий, со все возрастающей изощренностью объясняющих естественный мир. Наиболее же всеобъемлющей  из всех систем, был атомизм. Пытаясь завершить начатое ионийцами, то есть довести до конца поиски элементарной субстанции, составляющей материальный мир, и в то же время побороть аргументы Парменида, Левкипп и Демокрит стремились дать объяснение всех феноменов посредством чисто материалистических понятий.

Мир состоит исключительно из несотворенных и неизменяемых материальных атомов – единообразной субстанции, как считал, Демокрит, однако число их бесконечно. Микроскопические неделимые частицы постоянно движутся в безграничной пустоте, а их хаотические столкновения и случайные сочетания порождают все явления видимого мира. Атомы наделены однородными свойствами, различаясь лишь по форме и величине, иными словами, обладают количественными характеристиками.

«Качество» же принадлежит области субъективных ощущений человека. Возражая Пармениду, Демокрит утверждал, что то, «чего нет», на самом деле может существовать, например вакуум – пустое – реальное пространство, в котором движутся атомы и собираются в различные сочетания. Движение атомов протекает механически: не под воздействием космического разума, а по причине слепой случайности естественной необходимости (ananke).

Среди греков, вставших на путь синтеза религии и разума,  был Пифагор, пользующийся репутацией человека, обладающего гением как научным, так и религиозным. Философская школа и религиозное братство, которое он основал, стремилось к нравственному очищению, духовному спасению и интеллектуальному проникновению в природу. Тогда как ионийцев интересовала  в явлениях материальная субстанция, пифагорейцы сосредоточились на формах, в особенности математических, которые управляли этими явлениями и упорядочивали их. Математические фигуры, музыкальная гармония, движение планет, мистериальные божества – все это для пифагорейцев находилось в тесной связи, смысл которой  мог приоткрыться человеку, воспитание которого уподобляло его душу мировой душе и божественному созидающему разуму Вселенной.

         Красной нитью идея единства и гармонии проходит через Гераклита, с его «скрытой гармонией», которая «сильнее явной», с его учением о Логосе и определенных мерах воспламенения и угасания всемирного Огня.

Наряду с прозрением целостности мироздания, без которого немыслим этот период, первые философы мыслят реальный процесс бытия как постепенное созидание и разрушение. Вот миросозерцание этих древнейших философов: отдельные вещи смертны, их происхождение случайно, они уничтожаются при всемирном пожаре; остается вечное и единое бытие, в котором нет наших вещей и предметов, оно – гармония, ибо оно есть все и довлеет себе.

 

         Таким образом, философия первых философов носит космоцентрический характер, когда за частными текучими явлениями они ищут рациональное единство и порядок, рисуют мир единым и целостным.

Основной задачей первых натурфилософов было обнаружение основополагающего принципа, составляющего суть природы (arhe). Они мыслят мир единым и цельным, потому ни одна реальная вещь не может обладать самостоятельным существованием.