Две линии классической греческой философии:

1. Материализм (объективизм), эта линия рождает науку. Позиция науки: рассматривать отношение объект-объект (субъект – где-то в стороне). Философия: отношение «субъект – объект». Стремление обойтись без субъекта (или субъект только в качестве наблюдателя). Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит (Левкипп). Представляет умопостигаемый и чувственный миры как некоторые реальности, стараясь перевести их один в другой.

2.      Идеализм (субъективизм). 2-я линия: проявление субъект-объектного отношения. Субъект – важнейший элемент философской картины мира - Софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель.

Атомизм – учение о дискретном строении материи.

Демокрит (~460 - ~370 г.г. до н.э.) – ученик Левкиппа, который в свою очередь слушал Зенона. Демокрит осваивает учение элеатов и пифагорейцев. Концепцию атомизма формирует еще и под влиянием своих путешествий. Демокрит путешествовал неудачным купцом (разорился). Его хотели судить, но он доказал в народном собрании, что обменял свое богат-ства на знания. Основное произведение: «Малый диакосмос».

Демокрит предполагал, что бытие (умопостигаемый мир) представляет из себя некую полноту в виде атомов – предельно малых, неделимых далее единиц бытия. Атомы несотворимы и неуничтожимы. Они не воспринимаются чувствами, они умопостигаемы. В атомах нет ни грамма чувственности (ни цвета, ни запаха). Их различие носит количественный характер, в крайнем случае – геометрический. Атомы отличаются друг от друга формой, положением и порядком.

Формы: А, N.

По положению: N«Z

По порядку: AN«NA

Как осуществить сопряжение бытия и небытия (чувств. фиксир. мира)? Демокрит говорит, что небытие – это пустота, ничто. Атомы, бытие – это +, небытие – (-). Þ Возникает полярность, которая дает возможность ввести движение: атомы движутся в пустоту. Своим движением атомы создают группировки, которые человек воспринимает чувствами как вещи. Þ Т.о. бытие объясняет небытие, порождает это небытие и объясняет его. Сущность порождает явление. Бытие (мир атомов) – это необходимость; мир вещей – это мир случая.

Эпикур

Возродил атомизм Левкиппа-Демокрита. Внес в него изменения. У Демокрита – механистический детерминизм. У Эпикура – соотношение необходимости и случайности. Атомы обладают способностью спонтанного (внутренне обусловленного) отклонения от прямой линии.