Платон (427 – 347 г.г. до н.э.)

Великий древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Родился в знатной семье, в 20 лет познакомился с Сократом, стал его учеником. После смерти Сократа бежал, путешествовал, установил дружеские связи с пифагорейцами, вернулся в Афины и основал большую философскую школу (которая существовала до времени императора Юстиниана). Школа получила название Академии (т.к. в саду стояла статуя героя Академа). Вход был украшен лозунгом: «Не знающий математики не вхож сюда».

Первая работа Платона «Апол. Сокр.» - повесть, остальные работы – в форме диалога, главным действующим лицом в них  был Сократ. Ранние работы Платона «Протагор». Самая известная работа - «Государство». Платон развивает учение Сократа, но развивает так, что это уже анти-Сократ. Сократ утверждал: «Познай самого себя». Платон задумывается о духовном начале человека. Оно располагается где-то вне человека. Это особый мир – мир идей (мир вневременной и внепространственный). В диалогах Платон именем Сократа строит свое философское учение, которое опровергает Сократа, т.к. является антиличностным.

Платоновский мир идей.

Идеи располагаются  в виде пирамиды. Подножие – это идеи вещей (идея кошки, дерева и т.п.). Далее – идеи родов, классов вещей. Выше - классы классов. И т.д. Наверху – три идеи: истина, добро и красота (соразмерность). Для объединения их вводится понятие «блага». В качестве начала небытия Платон вводит понятие материи. Материя – это начало хаоса, неупорядоченности. Мир идей – это структурная упорядоченность. Из материи согласно миру идей строится, упорядочивается чувственный мир. Ипостаси мира идей: причина, образец, цель, понятие (знание). (Рассел: каждая кошка внутренне нацелена, чтобы выразить идею кошачести, но т.к. она сделана из тленной материи, то она обречена погибнуть.) Платон вводит неопределенное 3-е начало – мировая душа. Это - некоторый ваятель (бог). Ваяние основано на геометрических фигурах (на математике).

Человек отличается от других живых существ тем, что он обладает душой, индивидуальность которой есть идея. (До рождения человека она существовала в мире идей). Это дает возможность Платону объяснить познание. (Сократ считал, что чем больше человек знает, тем он добрее).

Теория познания Платона

Достоверное познание возможно только об идеях. О чувственных вещах возможно только вероятностное мнение. Между идеями и чувственными вещами находятся математические объекты, доступные рассудочному познанию. П. подошел к познанию с позиций диалектики. Познание осуществляет человек, обладающий душой, умом и чувствами. Чувствами он не познает, он лишь фиксирует материальную оболочку вещей. Но чувства выступают толчком для работы ума, погруженного одной стороной в душу. Работа ума происходит в форме диалога с душой (диалектика). Это дает возможность уму вспоминать то, что запечатлела душа до рождения. Теория познания – это теория воспоминания. В уме человека возникает логическая нагруженность. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать. П. отличал знание от субъективного ощущения.

Помимо диалектики познания П. разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя. Он признавал, что все чувственное «вечно течет», непрестанно изменяется Þ не подлежит логическому уразумению.

Социальная философия Платона.

Платон считал себя социальным реформатором, хотя на деле являлся консерватором. Платон идеализирует далекое прошлое, например, кастовый строй Египта. Поэтому свое идеальное государство он помещает в прошлое и называет Атлантидой. С его точки зрения историческое время – это время порчи идеального государства.

Классификация основных форм государства по Платону:

Приемлемые государственные формы:

1.      Идеальное государство Платона.

2.      Аристократическая республика.

Регрессивные (упадочные) государственные формы:

1.      Тимократия (правление честолюбивых) - власть нескольких личностей, основанная на военной силе.

2.      Олигархия - власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связанные с чувственной частью души.

3.      Демократия - власть толпы, имущественное и политическое выравнивание; это взрывная область.

4.      Тирания - диктатура, направленную против аристократии.

Идеальное государство Платона

Платон родоначальник серии европейских социальных утопий (это – первая). П.: нужно создать идеальную систему, и эту систему связать с душой. Три части души: мудрая (золото), воинствующая (пылкая), вожделеющая (железо и медь). У каждого человека есть все три части, но в разных пропорциях. Hадо разделить общество на три слоя:

1)      Правители (философы)– самые мудрые, знающие (они не могут совершать безнравственные поступки). Они действуют по логике мира идей. Они должны быть лишены любого эгоистического интереса. Эгоистический интерес питают собственность и семья для них - имущество общее и общая семья (жены);

2)      Стражи, воины – они не обладают знаниями, но ценят и поэтому защищают его;

3)      Производители - все остальные люди, которые, по мнению Платона не обладают душой (ремесленники, купцы) и живут в мире практических алгоритмов.

Можно переходить из одного слоя в другой - тест, испытание. Хотя в целом слои достаточно сильно разграничены. Евгеника - браки только со своими. Коммунистическое распределение женщин и мужчин. Все женщины слоя принадлежат всем мужчинам этого слоя. Правители могут проводить браки вроде бы по жребию, а на самом деле передергивать. Все система подчинена интересам государства. Дети не должны знать своих родителей. Воспитание - ориентация на защиту целостности государства. Цензура на искусство - оставлять лишь стихи, воспевающие героев и тому подобное. Идея доносительства. Платон: деградация начинается тогда, когда заканчивается монархия. Модель тоталитарного государства. Система абсолютного подавления личности.