Представитель эмпиризма. Жил в предреволюционной Англии (1561-1626 г.г.). Крупный сановник феодальной Англии, затем был вынужден уйти в отставку и стал заниматься философией. Основные работы: «Новый органон» - свод правил мышления, «Новая Атлантида». Бэкон – интуитивно и образно мыслящий философ. Он многое предвосхитил: «Знание – сила» - теперь знание действительно стало силой. Во главе идеального общества должны стоять ученые.
Основное внимание он направил на критику схоластики и схоластически понимаемого Аристотеля. Основные недостатки схоластики:
1. Авторитаризм (опора на авторитеты прошлого);
2. Силогистика (дедукция). Она не обращается к действительности. Единственная надежда – в истинной индукции. Движением от единичного к общему нужно получить истинные знания. Человек должен результат чувственных переживаний (опыт) обобщить и вывести на его основе законы («формы»), которые служат основой прикладного знания. Это знание дает возможность познать природу и преобразовать ее для своих нужд.
Нужно (а) освободиться от идолов, мешающих познанию:
1. Идолы рода - человек судит о мире по себе.
2. Идолы пещеры – особенности восприятия отдельного человека.
3. Идолы площади – расхождения научных представлений с обыденными, предрассудки толпы.
4. Идолы театра – авторитеты, выдающиеся люди.
Кроме того (б) необходимо усиление работы органов чувств – оно достигается за счет приборов.
Самое лучшее доказательство истины – опыт, когда он в форме эксперимента. Два вида опыта:
1. Светоносный опыт – не приносит пользы, но содействует открытию причин и аксиом.
2. Плодоносный опыт – изобретение.