Представитель эмпиризма. Жил в предреволюционной Англии (1561-1626 г.г.). Крупный сановник феодальной Англии, затем был вынужден уйти в отставку и стал заниматься философией. Основные работы: «Новый органон» - свод правил мышления, «Новая Атлантида». Бэкон – интуитивно и образно мыслящий философ. Он многое предвосхитил: «Знание – сила» - теперь знание действительно стало силой. Во главе идеального общества должны стоять ученые.

Основное внимание он направил на критику схоластики и схоластически понимаемого Аристотеля. Основные недостатки схоластики:

1. Авторитаризм (опора на авторитеты прошлого);

2.      Силогистика (дедукция). Она не обращается к действительности. Единственная надежда – в истинной индукции. Движением от единичного к общему нужно получить истинные знания. Человек должен результат чувственных переживаний (опыт) обобщить и вывести на его основе законы («формы»), которые служат основой прикладного знания. Это знание дает возможность познать природу и преобразовать ее для своих нужд.

Нужно (а) освободиться от идолов, мешающих познанию:

1.      Идолы рода - человек судит о мире по себе.

2.      Идолы пещеры – особенности восприятия отдельного человека.

3.      Идолы площади – расхождения научных представлений с обыденными, предрассудки толпы.

4.      Идолы театра – авторитеты, выдающиеся люди.

Кроме того (б) необходимо усиление работы органов чувств – оно достигается за счет приборов.

Самое лучшее доказательство истины – опыт, когда он в форме эксперимента. Два вида опыта:

1.      Светоносный опыт – не приносит пользы, но содействует открытию причин и аксиом.

2.      Плодоносный опыт – изобретение.