Механистическая картина мира

Воззрения Д. на природу носили в основном механистический характер. Вселенная – огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс дает Бог, потом – саморазвитие. Идея единства универсума: мировая материя беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до бесконечности. Материя находится в количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – сложные автоматы. Но за рамки механических законов выходит человек: он (его тело) – часть природы, но человек наделен  душой, разумом и речью. Мышление не определяется телом, оно независимо.

Фундаментальное понятие: субстанция – это вещь в особом метафизическом смысле, самодостаточное сущее. Сотворенный Богом мир делится на два рода субстанций – духовную и материальную. Существует еще третья высшая субстанция – Бог.

Духовная субстанция неделима, обладает главным атрибутом - мышлением. От него производны впечатления, воображения, желания, чувства и др. Духовная субстанция имеет в себе цели, изначально ей присущие, а не приобретенные на опыте. Þ Духовный мир человека – врожденный. Врожденные идеи: идея Бога, основные математические и логические понятия. Духовный детерминизм: духовное порождается духовным и только им.

Материальная субстанция делима до бесконечности, обладает главным атрибутом – протяженностью. От него производны понятия: фигура, положение, движение. Материальное вызвано материальным.

Дуализм Декарта: он признавал наличие двух независимых субстанций (в отличие от монизма – единая субстанция).