Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции), то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция, которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности). Принцип плюрализма: монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами), предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно, каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из миров, и все, что ни делается, делается к лучшему». «Бог, создавая мир, имел возможность различных вариантов, он мог бы создать мир без зла, но почему он создал мир таким? Другой мир был бы несовершенен». Принцип органицизма. Весь мир это совокупность бесконечного количества организмов, каждый из которых развивается по своим законам. Монады обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении.

Монады разделяются по степени активности:

1) Монады, которые не отделяют себя от себя и себя от всех (неорганический мир и растения). Им присущи лишь смутные представления.

2)      Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя (животные). У них представления достигают ступени ощущений.

3)      Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т.е. обладают самосознанием (человек). У него представления достигают ясного понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и материальные вещи.

Лейбниц развил учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

О категориях «пространство» и «время»

Пространство и время не есть самостоятельные начала бытия, существующие наряду с материей и независимо от нее.

Пространство – порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга.

Время – порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел.