Комментарий к 3-й антиномии Канта: человек – житель 2-х миров, он живет и в мире природы, но и в мире свободы, нравственных законов. Он действует по законам природы, но каждый раз действует на основе своей свободы. Природу он познает, а в мире свободы он действует, причем выступает конечной причиной своего действия. Как согласовать природу и свободу? Посредством примата практического разума над теоретическим, примата деятельности над познанием. Ты должен искать реализацию своего долженствования в природе, но, не нарушая природу. Кант и культуру рассматривает в двух измерениях: (1) техника умений и (2) культура воспитания, формирования человека как личности.

Кант полагает, что свобода не есть произвол. Она связана неким долженствованием. Человек связан некими предписаниями (императивами). Часть из них – прагматические: привычный распорядок дня и т. п. Но есть и категорические императивы. В их основе – нравственный закон. В основе нравственного закона – принцип: человек есть самоцель, а не средство. Это уже было: принцип «жень» и Нагорная проповедь. Формулировка категорического императива: "Поступай так, чтобы максима твой воли (твое поведение) имела силу всеобщего законодательства". "Поступай так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого". Категорический императив нельзя доказать, так как он лежит в основе всего. Принцип: "Ты должен => ты можешь". Человек должен стремиться к такому состоянию, когда полностью реализуется категорический императив (благодаря просвещению).

Культура – последняя цель природы, воплотить которую призван человек. Право – это императив, в рамках которого произвол одного человека совместим с произволом другого. Законодатель, исполнитель и судья координированы между собой, подчинены друг другу. Наилучший строй тот, где власть принадлежит не людям, а закону.

Кант опровергает все доказательства бытия Бога. Он говорит, что понятие бога - это некий идеал, который существует в душе. Протестантская этика: путь к богу через трудовую деятельность. Кант считает, что протестант - выродившийся христианин, так как у него по сути нет веры (а Бог - это только некоторая нравственная ценность).