Философия – одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в 7-6 вднэ в Индии, Китае и Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению.

Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды (человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений от продуманного и пережитого), придать им более зрелый характер.

Представителей разных профессий философия может интересовать с двух точек зрения:

1. необходима для лучшей ориентации в своей специальности (в поле зрения попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности);

2.             необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности (здесь большую роль играет мировоззрение).

(лирическое отступление: как мы знаем, мировоззрение в Ф. есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей; мировоззрение – это составляющая человеческого сознания; имеет, в свою очередь, две составляющие: эмоционально-психологическую основу – мироощущение и познавательно-интеллектуальную – миропонимание. При этом Ф. к зрелым интеллектуально-теоретическим или критико-рефлексивным формам миропонимания принадлежит философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии: в отличие от иных форм мировоззрения к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования + главная задача философа – выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта).

Итак, Ф. – это теоретически осмысленное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру; а философская мысль – свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.

Философское мировоззрение биполярно: его «смысловые пункты» - мир и человек – это большая многоплановая проблема (у нее много обличий: «субъект – объект», «материальное – духовное» и другие), которая по сути выступает как универсальная – в определенном смысле основной вопрос Ф. В частности, она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в период формирования собственно философской мысли (17-18вв.). При этом большинство философов не считало в прошлом и не считает сейчас его таковым – в различных учениях на первый план выносились проблемы путей достижения истинного знания, природы, нравственного долга, свободы, человеческого счастья, практики и т.д. В свое время И.Кант сформулировал три вопроса, имеющие принципиальное значение для философии в самом высоком смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Далее следует сказать о философском познании – основной вопрос: что собой представляет мир, в котором мы живем?

Предназначение философии:

1.       Общественно-исторический характер ф. мысли: В свете постижения Ф. как общественно-исторического явления предложенную ранее схему отношений человека к миру можно конкретизировать следующим образом – человек не вынесен за рамки мира, он – внутри него + ближайшим бытием для человека выступает общественно-историческое бытие (труд, знания, духовный опыт), которое опосредует отношение людей к природе, поэтому границы в системе «человек-общество-природа» подвижны. Здесь Ф. раскрывается как обобщенная концепция жизни общества в целом и различных его подсистем – практики, познания, политик, права и т.д. Такой подход позволяет осознавать ценность Ф. с точки зрения осмысления основного вопроса в историческом аспекте.

2.       Культурологический подход: рассмотрение Ф. как культурно-исторического явления позволяет охватить также весь динамический  комплекс ее проблем и функций – общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс формирования, действия, хранения, трансляции культурно-исторических ценностей. +Учитывается критическое преодоление устаревших и утверждение новых форм опыта.

Таким образом, Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек. состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.  Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе “Мир-Человек”. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.

Функции философии: выявление, осмысление универсалий, их рационализация (перевод в логически понятную форму), систематизация, теоретическое выражение суммарных результатов человеческого опыта.

Иными словами, на долю Ф. падает критическая функция – поиск решений сложных ф. вопросов, формирование нового видения мира обычно сопровождается развенчанием заблуждений и предрассудков. +По отношению к уже накопленному опыту Ф. выполняет роль «сита», отделяющего «зерна от плевел» - критический отбор (селекция). + В отношении будущего Ф. обладает мощными творческими (конструктивными) возможностями формирования обобщенных картин мира, принципиально новых идей и идеалов. В Ф. выстраиваются, варьируются, мысленно проигрываются разные способы миропонимания – человечеству предлагается на выбор спектр возможных микроориентаций, образов жизни, нравственных позиций. Именно усилиями философского интеллекта осуществляется теоретическое обобщение, синтез многообразных систем повседневных, практических знаний, а с возникновением, развитием науки – нарастающих массивов научного знания.

Таким образом, роль Ф. в жизни общества заключается в возможности осмысления и переосмысления.