Для понимания сути того или иного явления всегда важно знать, как оно возникло, на смену чего пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих. Путь, которым человечество пришло к философии, состоит из следующих этапов, основанных на ключевом понятии философии – миропонимании:

(лирическое отступление: как мы знаем, мировоззрение в Ф. есть совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей; мировоззрение – это составляющая человеческого сознания; имеет, в свою очередь, две составляющие: эмоционально-психологическую основу – мироощущение и познавательно-интеллектуальную – миропонимание).

Краткая форма рождения философии – от мифа к логосу.

1.             Мифология (от греч. mythos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) – это тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступает универсальной формой сознания (целостное мировоззрение), объединявшей в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии (эти элементы впоследствии получают самостоятельную жизнь и развитие).

(лирическое отступление: как мы знаем, мифы – древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев – многообразны. Основные темы: происхождение и устройство космоса (космогонические, космологические мифы) – заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве окружающего мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и т.п.; большое внимание уделялось происхождению человека, людей, рождению, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые встают на его жизненном пути; особое место – мифы о культурных достижениях – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, происхождении обычаев, обрядов.)

Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных, эмоциональных, поэтических образах, метафорах; имело место сближение явлений природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты, т.е. миф не разграничивал мир и человека, идеальное и вещественное, объективное и субъективное (это различение удел философии).

Функции мифа: связь времен (прошлого, настоящего, будущего), формирование коллективных представлений того или иного народа, обеспечение духовного единения поколений, закрепление принятой в данном обществе системы ценностей, поддержание и поощрение определенных форм поведения, осуществление стремления найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм жизни миф переходит через эпос, сказки, исторические предания, легенды в литературу, живопись, музыку, скульптуру, религию.

ВЫВОД: Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.

(лирическое отступление: начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти (принципиальные, ключевые вопросы миропонимания) продолжает себя в религии и философии. Последняя в отличие от первой (преимущественное внимание к человеческим тревогам, надеждам, поиску веры) выносит на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения (понимание мира и человека с позиций знания и разума – поиск мудрости).

2.             Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости».

(лирическое отступление: По некоторым историческим свидетельствам слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование и закрепление в литературе термина «философия» связывают с именем Платона (в его учении «софия» – это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира; слиться с софией способно лишь божество, людям же посильны стремления и любовь к мудрости – вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий – философией.)

Философская мысль принесла с собой новый тип миропонимания, основанный на прочном фундаменте (доводах интеллекта). Реальные наблюдения, логический анализ , обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический сюжет + бытующие в народе мифы переоцениваются с позиции разума, получают новое, рациональное истолкование.

Итак, философия становится самостоятельным родом деятельности. В Европе рождение философии – одна из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции 8-5 вднэ; при этом слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания (смысл был не в накоплении сведений и освоении отдельных вещей, а в познании «единого во всем»).

Т.о., Ф. предполагала познание мира, раздумья о природе человека, его судьбе, целях человеческой жизни, ее разумном устройстве. + Возникновение Ф. означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями и идеалами. Гениальной догадкой ранней философской мысли было то, что Ф. – не что-то готовое, что можно открыть и использовать, а стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

ВЫВОД: Ф. – это особая  система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно-научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности, которая зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет; классическая форма - Древняя Греция). Понятие введено Пифагором. В качестве особой науки выделена Платоном.

Предметом философских размышлений (и неразрывно связанных с ними на первых порах научных изысканий) стали природный и общественный мир, а также человек в их сложном взаимодействии. При этом, несмотря на то, что это основные темы всякого мировоззрения, своеобразие философии заключалось в характере мышления (философы создавали не сказания с фантастическим сюжетом, не проповеди, взывающие к вере, а трактаты, обращенные к разуму людей.

Вместе с тем тесная связь ранних философских учений с мифологией, с одной стороны, и элементами зарождающейся науки – с другой стороны затушевывала специфику философской мысли, не всегда позволяя ей проявиться отчетливо. Следует отметить, что формирование Ф. как самостоятельной области знания, культуры со своими особыми задачами продлится века.

(справка: первую попытку выделить Ф. как особую область теоретического знания предпринял Аристотель. Необходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания (“смотри на меня, делай как я, делай лучше меня”), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы). +Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. +Наличие денег. +Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика). +Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление). Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически. Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире).

Разделы философия:

-         онтология (бытие и его сущности),

-         гносеология (познание),

-         логика (мышление, законы и формы),

-         этика (мораль),

-         эстетика (прекрасное),

-         социальная философия (человеческое общество),

-         история философии.

Предметом философия являются всеобщие свойства и связи.

Основной вопрос:

1- что первично материя или сознание дух или природа (что я могу знать?);

2- познаваем ли мир (что я должен делать?);

3- проблема “ мир-человек” (на что я могу надеяться?).

ОВФ – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию фил. учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в ф. – материализму и идеализму.

М.- одно из гл. ф. направлений, кот. признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и незав. от сознания и выступающей первоосновой действительности.

И. – одно из гл. напр. ф.; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического.

Функции Ф:

1-объяснение мира;

2-методологическая (накопление и обобщение);

3-отображение своего времени;

4-мировоззренческая.