Античная философия (АФ) – совокупность ф.учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе (кон.7 вднэ) и в древнеримском рабовладельческом обществе (нач. со 2 вднэ – нач. 6 внэ).

АФ – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии ф.сознания человечества – складывалась на основе перенесенных с Востока в греч. города зачатков астрономич., математ. и др. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. Ф.системы возникают в 5-м вднэ – это космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образного средства выражения мысли. Учение о космосе - Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное единство. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется, из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором.

6-5 вднэ – Ф. и знание еще не отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызывало появление большого количества гипотез – характерная черта – вследствие чего имело место многообразие типов ф.объяснения. мира. Оно, в свою очередь, сделало АФ школой ф.мышления для последующих времен.

В АФ три этапа:

- досократовский (от рубежа 7 и 6 вднэ до перелома 5 и 4 вднэ) – ранняя греческая философия:

Фалес (6 в. до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (6 в. до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (6 в. до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор (6.в до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (5 в. до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (6 в. до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (5 в., Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Софисты – Протагор(5 в. до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют”.

-         классический (от 2 пол. 5 вднэ до кон. 4 вднэ);

-         эллинистическо-римский (с кон. 4 вднэ до 5 – 6 вн.э).

Исходная точка развития АФ – ф.материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали (при всех различиях между ними), что все вещи произошли из какого-то одного, вещественного начала. Натурфилософы (Фалес (6 в. до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандр (6 в. Милет), Анаксимен (6 в. Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии. Материализм развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, Эпикур.

Однако внутри этой материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к развитию идеализма. Зародыши раскола появились у самых ранних греческих мыслителей, во 2 пол. 5 вднэ - 1 пол. 4 вднэ. они  превратились в противопоставление. Идеализм развивали последовательно Сократ, Платон.

Аристотель причисляют к колебавшимся между первым и вторым – излагал свои идеи в полемике с предшествующими и современными ему учениями.

2-я особенность: противопоставление соответственно двух методов – диалектического и метафизического методов мышления. По существу, многие первые греч. философы были диалектиками – рассматривали природу как целое, и, следовательно, во взаимодействии и связи ее явлений. Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух.

В эпоху эллинизма, отражавшую начало кризиса полисной рабовлад.системы, борьба школ АФ вновь обостряется (наиболее интенсивна между эпикурейцами и стоиками, в учения которых, материалистические в своей основе, все более проникали элементы идеализма). На 1-е место среди вопросов Ф. выдвигаются вопросы этики (опирающейся на учение от природе и теорию познания и мышления). Ф.школы превращаются в замкнутые содружества людей, объединенных равнодушием к внешним событиям и повышенным интересам к вопросам этики и воспитания. Изменяется соотношение между Ф. и спец.науками, появляется новый тип деятеля и новый тип литературы – специальной, доступной только подготовленным.

В эпоху Римской империи, обострения кризиса рабовладельческого общества усиливается стремление к религиозному утешению. С Востока на Запад  проникает и распространяется волна религиозных культов, учений, мистерий. Отсюда сама Ф. становится религиозной, а иногда и мистической (неоплатонизм, неопифагореизм – первое оказало влияние на развитие христианства).

В 529 г. Император Юстиниан издал декрет о закрытии ф.школ в Афинах, но к этому времени основной круг идей АФ завершил свое развитие.