Специфика греч. ф. - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Представителей милетской школы называли физиками (от греч. слова physis – природа). Направленность их интересов определялась характером мифологии, традиционных языческих верований и культов, а древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов был вопрос о происхождении мира. различие между мифологией и философией – первая повествует о том, кто родил все сущее, а вторая задает вопрос из чего оно произошло. В связи с чем ранние мыслители ищут некое первоначало, из которого все и произошло.

Фалес (вода) (625-547 донэ) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политический деятель. Фалес выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во воде. Фалес первый попытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания.

Анаксимандр (айперон) (610-540 донэ) основная идея: бесконечность миров. Первооснова - айперон – неопределенная и бесконечная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным.

Анаксимен (воздух) (585-525 донэ). Первооснова - воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос “Из чего?”. Именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. 

Гераклит (огонь) подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Первоначало - огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса.  Однако его диалектика, еще не свободна от образно - метафорической формы. В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, а скорее отдельные гениальные наблюдения.

Пифагор (числа-комос-порядок) (580-500гднэ). Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц. учение о порядке. В общ. жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер. первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Все вещи состоят из противоположностей – чет.,  нечет. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение – предел. и беспредельное. Идеи бессмертия души и переселения душ.

Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное начало предстает в различных формах.

Элейская школа (элеаты) – онтологизм (в центре внимания – бытие). Подвергая критике гераклитовское учение, Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей.

Ксенофан (ок. 565-473 до н.э.) – философ, поэт – изложил свое учение в стихах, осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения “знания по мнению” и “знания по истине”. Чувственному восприятию дано познать только изменчивое, вечное можно познать только разумом (знание противопоставлено мнению). Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое.

Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ и политический деятель, провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Разграничивает истину (вслед за Ксенофаном), основанную на рациональном познании, и мнении, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь  с видимостью вещей. Ф. разделил на ф. истины и ф. мнения, назвав критерием истины разум. Центральная идея - бытие, соотношения мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего мы не найдем мысли. Бытие не возникло: оно непреходяще. Только Бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) – философ и политический деятель. Вся его жизнь  - борьба за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Опровержение движения в знаменитой апории “Ахиллес”.