Фил  зародилась примерно 2500 лет назад в странах древнего мира. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее выделил - Платон. Вследствие неразвитости наук собственно фил проблемы вплетались во всю совокупность знаний. Фил все больше превращается в систему общих знаний о мире.

 Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой фил, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология — учение о бытии и его сущности, гносеология — учение о познании, логика — учение о мышлении, его законах и формах, этика — учение о морали, эстетика — учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная фил — учение о человеческом обществе, история фил, изучающая зарождение, становление и развитие фил мысли.

С развитием фил знания многие из этих разделов — логика, этика, и т.д. формируются в относительно самостоятельные фил области знания, образующие вместе с онтологией и гносеологией, фил в широком смысле слова. В более строгом значении фил понимается как учение, содержанием которого являются преимущественно онтологические, гносеологические и методологические проблемы, что не исключает фил осмысления коренных этических, социальных и других проблем.

Являясь взглядом на мир, определенной фил концепцией, каждый из них представляет собой всеобщий, фил   метод познания, который наряду с частнонаучными и общенаучными методами широко используется в специальных науках. Таким образом, фил, разрабатывая всеобщие, обосновывая частные и общенаучные методы познания, выполняет методологическую функцию. У фил есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, аксиологическая (ориентация на определенные ценности), критическая, мировоззренческая функция.  Предметом фил являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет фил следует отличать от философских проблем, составляющих содержание фил. Предмет фил существует объективно, независимо от фил. Всеобщие свойства и связи (пространство и время, количество и качество, причина и следствие, возможность и действительность) существовали и тогда, когда никакой фил еще не было.

Структура включает в себя различные знания: учение о бытие (онтология), учение о познании (гносеология), учение о развитии, учение о мышлении, учение об обществе, учение о человеке, история фил.