В средневековье, когда утверждаются феодальные отношения, общественное сознание характеризуется господством религии и церкви. Философия становится служанкой богословия. В основе мироздания - Бог; главный источник знаний - Библия. Основные вопросы: -сотворен ли мир богом или сущ-л от века; -постижимы ли воля и намерения бога; -какого место чел-ка в мире.

Основные идеи религиозной ф-ии:

1. Авторитет в теории познания. Согласно Аквинскому, "высшие истины", которые касаются Бога, не могут быть открыты с помощью человеческого разума. Они имеют в качестве источника "божественное откровение", зафиксированное в Священном писании.

2. Силлогизм как единственный достоверный метод познания.

3. Моральный космос. На вершине иерархии находится Бог как "абсолютно совершенное существо"; затем следуют ангелы как "чистые духи", которые не обременены материей; на ступеньку ниже расположен человек.

4. Телеологическая схема объяснения природы через указание "целей", Ф-ия Нового времени подорвала фундамент схоластического догматизма и ф-ию Фомы. Все это было представлено еще Фомой Аквинским в трудах "Сумма теологии" и "Сумма против язычников". Там содержится пять однотипных "доказательств" бытия Бога. 1. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механистическое движение, нельзя не прийти к признанию перводвигателя", т.е. Бога. 2. Если все в мире имеет свою причину, то должна быть "первопричина" - Бог. 3. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом. 4. Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать мерило всех совершенств, т.е. Бог. 5. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит, должна существовать изначальная и главная цель - Бог. 1.Принцип авторитета(материал для споров находится в святых писаниях) 2.споры носили характер силлогизма(имели отношения не к предмету а кпонятию)

3.мир – моральный космос. Обоснования бытия бога: логическое, последовательное(опытное), онтологическое док-во(Фома Аквинский, епископ Катоберийский) существует высшая степень совершенство среди каждого рода – совершенство среди родов – бог космологический: космос упорядочен – след. Без бога не обошлось люди стремятся к морали, след кто-то внедрил эту мораль вопрос об универсалиях сущ ли ангелы, демоны сущ они в вещах или вне вещей сущ духовно или телесно В Ветхом и Новом Заветах находились революционные для философии идеи. Идея монотеизма (учение о едином Боге); Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник); Мир понимается как результат творения из ничего – креоционизм; Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру); Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании); Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах: Отец, Сын, Святой Дух);Идея первородного греха;

Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли;Идея спасения;

Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна;