Основоположник – французский философ О. Конт. Первоначально Конт начал дистанцироваться от гегелевского учения. Гегель развивал натур.  Ф. и пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натур.  Ф.

Основные формы:

I. Классический позитивизм, возник в 1-ой пол. XIX в. в период формирования дисциплинарной науки ; его представляют О. Конт , Дж. Милль и Г. Спенсер.

О. Конт рассматривает три стадии интеллектуального развития человечества: религиозную (всё объясняется с помощью богов), метафизическую (при помощи сущности,причины и т.п.) и позитивную (научную), которая начинается с описания реальных фактов и отвечает на вопрос «как?», а не «почему?». Идеалом признается описательная модель научного знания(т. е. только факты).Позитивизм предлагал ограничиться миром вещей,а мир идей оставить в покое.

II.Эмпириокритицизм (от греч. - критика опыта) – возникает в кон. XIX – нач. XX вв. Его представители - Р. Авенариус и Э. Мах - полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Целью физического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями, а понятия и теории науки- это средства ее достижения.В основе их гносиологии принцип координации субъекта и объекта(т.е. без субъекта нет объекта)-субъективный идеализм.

III. Неопозитивизм формируется в 20-х гг. XX в. и представлен двумя вариантами: лингвистическим позитивизмом (Л. Витгенштейн, Дж. Мур и др.)—исключить не имеющие смысла положения из науки,возникпющие вследствии неправильного употребления языка— и логическим позитивизмом (М. Шлик, Р. Карнап и др.)—создать идеальное логическое средство осмысленного рассуждения.Предожили отделить положения имеющие смысл,от положений не имеющих смысл в науке.Для чего исп-ся принцип верификации - только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку.

IV. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60-70 гг. XX в. и переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники - К. Поппер, Т. Кун , И. Лакатос, П. Фейерабенд и др

Общим для всех концепций постпозитивизма является:

-      изучение динамики научного знания;

-      подчёркивают взаимоопределение теории и практики;

-      исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания.