Предмет философии. Предмет философии исторически менялся: так предметом у древних философов являлась природа, космос; в средние века в центре внимания философских размышлений стоит бог - тео - теоцентризм. В центре внимания русских философов прошлого столетия стоял человек - антопоцентризм.

Мыслители Нового времени: Декарт, Гегель говорили, что философия показывает нам "первоначала бытия и познания", философия - это учение о первопричинах.

В целом такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". С некоторыми преобразованиями это определение предмета философии применялось в программах и учебниках нашей страны. Философия определялась как "наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также "учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру".

Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как "любви к мудрости". Именно так переводится само слово "философия" с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, и возникает проблема, как определить мудрость? Древние греки определяли мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной; или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих.

В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", науку о ценностях устройства и т.п.

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность "живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии - это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т.е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.

Структура философии. Уже античная философия (IV в. до н. э.), становясь самостоятельной системой знаний, имела следующую структуру: философия начиналась с логики (учение о познании); после логики следует физика (учение о природе); после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой, осмысленной жизни). Предложенная схема сохранила свое значение и по сегодняшний день, хотя время внесло свои коррективы.

В XVII в. (прежде всего благодаря Бэкону и Декарту) углубленную разработку получила теория познания (гносеология). В понимании того времени она была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания (ощущения, восприятия, представления).

Переосмысление структуры философского знания осуществил в Новое время И. Кант. Кант понимал философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее трактовку только как теории и методологии научного познания.

Гегель строит свою систему в виде "Энциклопедии философских наук", он называет три части философского знания:

- логику (которая совпадала у него с диалектикой и теорией познания);

- философию природы;

- философию духа (к последней относится комплекс философских наук о государстве и праве, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии).

Из сказанного видно, что логика, диалектика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии.