Первоначало как огонь. Гераклит увидел в огне фундаментальное начало всего сущего. Пламя, пепел и дух испарений – все это символизирует вечную нужду и насыщение. С огнем связаны гром и молния. Молния – правительница сущего. Гераклит разумное понимание, логос, рационально постижимый закон связал с озаряющей силой молнии.

Число как первоначало. Открытие математической регулярности всего сущего изменило стратегию познающего разума и ход развития всей западной культуры. Оказалось, что числовым соотношением можно представить решительно все. Так принцип работы музыкальных инструментов – все это объяснимо соотношением длин струн и веса молоточков, ударяющих по струнам. Числовые закономерности года, сезона, дней и месяцев, инкубационные периоды созревания зародышей, циклы биологического развития были описаны пифагорейцами. Некоторые из них справедливость отождествляли с числом 4 или 9, квадратом 2 и квадратом 3, четного и нечетного. Науку и разум обозначали единицей, а изменчивое мнение – двойкой.

Вплоть до Аристотеля философы не отделяли число от реальности, для пифагорейцев число было физисом всего сущего.

Пифагор первым, как свидетельствуют античные источники, назвал определенный порядок всего мирского космосом. Небо, земля, боги и люди соседствуют друг с другом не как попало, а согласно некоему закону. По этой причине целостность сущего называется космосом, то есть порядком. Пифагорейцы выдвинули идею, что небеса вращаются согласно числовой гармонии. Все известные вещи имеют число, говорили они, без него ничто нельзя ни помыслить, ни узнать. Только ложь никогда не уложиться в число.