Сократ родился в Афинах в 470 г. и умер в 399г. до н.э., казненный по обвинению в богохульстве, неверии и непочитании местных богов.

Сократ сконцентрировался на проблематики человека. Человек – это его душа. А под «душой» Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа – это «я сознающее», т.е. совесть, интеллектуальная и моральная личность.

Если сущность человека – это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращивать души.

Сократ в определенном смысле совершил переворот в традиционной системе ценностей. Истинные ценности не те, которые связаны с чем-то внешним (как-то: богатство, сила, слава), еще мене с телесными (жизнь, физическое здоровье, красота, мощь), но лишь сокровища души главные ценности, которые вместе составляют «познание».

Парадоксы сократовской этики:

1. добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок – это всегда невежество. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Это положение получило название «сократовского интеллектуализма», который сводит моральное благо к факту сознания, из чего еще не ясно, почему можно знать добро и не делать его.

2. Более сложные мотивации лежат в основе второго парадокса. Сократ хорошо видел, что человек по своей природе ищет всегда собственное благо, и когда делает зло, то делает это не ради зла, а потому, что хочет извлечь выгоду, т.е. благо. Сказать, что зло не осознанно, означает, что человек склонен обманываться в ожидании добра для себя, что ведет к ошибке в расчете, и в конечном счете он - жертва ошибки, т.е. невежества, незнания.

Наиболее замечательным появлением превосходства разума Сократ называет самообладание, т.е. в состояниях радости, печали человек должен обладать над собой. Самообладание – это власть рациональности над витальностью, разумного начала над животным.

Среди главных пунктов обвинения Сократу был обвинен в умысле введения новых духов и новых божественных существ. Сократ же говорил, что часто при разных обстоятельствах он слышал голос, знакомый с детства, божественный и демонический, который запрещал ему делать то, что он уже почти готов был сделать. Демон Сократа – это стало быть божественный голос, который запрещал определенные вещи, из чего можно заключить, что речь идет о некой привилегии, которая спасает в случае опасности, предохраняет от негативного опыта.