Индукция путем элиминации. Для восприятия природных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижима эта цель. Поиск форм, по мнению Бэкона, происходит следующим образом. Прежде всего, исследуя какое-либо природное явление, например тепло, нужно перечислить все случаи, отмечаемые в природе в самых разных материях. Таким образом, изучая природу тепла, мы должны составить «таблицу присутствия»: лучи солнца, особенно летом в полдень; пылающие молнии; любой тип пламени; животные и т.д. Затем составляется «таблица отсутствия», где регистрируются случаи, в которых данное явление (тепло) не присутствует: это лучи луны (как и лучи солнца, яркие, но холодные) и т.д. Закончив составление «таблицы отсутствия», переходят к «таблице степеней», где отмечаются все случаи, в которых данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью. В нашем случае следует обратить внимание на изменение тепла в одном и том же теле в разных средах или при разных условиях.

Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции, следуя процедуре исключения или элиминации. В таблицах присутствия, отсутствия и степеней исследователь должен исключить, или элиминировать, как свойства присущие, так и не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла. Процесс исключения опирается на аргументацию. Тепло небесный феномен? Нет, ведь и лучи земного происхождения обладают теплом. Может, это исключительно земное явление? Нет, и солнце источает тепло. В примере с теплом Бэкон приходит к следующему Заключению: «Тепло – экспансивное, вынужденное движение, распространяющееся малыми частями».

«Цель и назначение этих трех таблиц, - пишет Бэкон, - воспроизвести в уме все возможные случаи явления. Бог – творец форм, и, может быть, также ангелы и небесные силы имеют возможность воспринять формы непосредственно и с самого начала. Однако человек не обладает этой возможностью, и ему дано идти вначале путем отрицания, и только в конце, по завершении процесса элиминации, перейти к утверждению».

Декарт говорил, что всю философию можно сравнить с деревом, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветки – все остальные науки, которые сводятся к трем основным: медицине, механике и этике. Так как плоды собирают с ветвей, так и главная полезность философии зависит от тех ее частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь. Декарту важно добраться до корней, чтобы впоследствии можно было собрать зрелые плоды, для чего и послужит метод.

Правила метода. 1. Правило очевидности: никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. 2. Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения. 3. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших, и восходить до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди них

Правила подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые распадается любое исследование.