Слово диалектика пришло из античной философии. Трансцендентальная диалектика Канта говорит о следующем. Человеческое познание ограничено горизонтом опыта. Его попытки выйти за пределы опыта естественны, так как они отвечают духовным запросам человека. Оказавшись за горизонтом опыта, человеческий дух неизбежно попадает в ловушку иллюзий. Можно защититься от иллюзий, но нельзя избавиться от них насовсем. Неизбежность иллюзии – в ее укорененности в субъект - объектной природе познания. Следовательно, нужна естественная и необходимая диалектика чистого разума. В последней части «Критики чистого разума» Кант перечисляет, сколько и какие именно иллюзии характерны для человеческого духа, пока он не войдет в пространство порядка. Критическое изучение таких ошибок и есть, по Канту, диалектика.

Диалектика у Гегеля представляет собой систему научного метода. Основой диалектики становится движение. Причина этого в том, что движение – это сама природа Духа, движение – удержание от распада, жизненная сила бытия. Таким образом, у Гегеля, диалектика как реальность вообще, а значит, как истинное представляет собой неустанное круговое движение.

Гегель выделяет три стороны, или три момента диалектического движения. Эти три момента принято обозначать в упрощенной форме терминами: 1) тезис; 2) антитезис; 3) синтез. Гегель пользуется ими в редких случаях и отдает предпочтение более сложному языку. Первый момент назван Гегелем «абстрактной или рассудочной стороной»; второй определен как «диалектическая или негативно разумная сторона»; третий обозначен как «спекулятивная или позитивно разумная, сторона» Рассмотрим эти три пункта. 1) Рассудок – способность, которая абстрагирует определенные понятия. Он различает, разграничивает, останавливаясь на определениях, которые находит в какой-то степени окончательными. 2) Выход за границы рассудка есть особое свойство разума, имеющее как отрицательный, таки положительный момент. Отрицательный момент, называемый Гегелем диалектическим в узком смысле (диалектика в широком смысле охватывает все три описываемых момента), состоит в расшатывании рассудка и его продуктов. 3) Спекулятивный или положительно-разумный момент есть постижение единства противоположных определений, или положительное, возникающее в результате разрешения противоположностей (синтез противоположностей).