Карл Маркс родился в Трире в 1818 г. в семье адвоката. Труды: «Капитал».

Тезис Маркса: «Не сознание определяет бытие, а социальное бытие определяет сознание». Социальный труд как антропогенный фактор отделяет человека от животного. Человек трансформирует природу, очеловечивая ее так, что природа становится неорганическим телом человека. Рождение идей неотделимо от материальных отношений между людьми. Сами люди неизбежным образом ограничены определенным уровнем развития производственных сил. В производстве условий социальной жизни люди вступают в необходимые отношения, не зависящие от их воли. Эти отношение, взятые вместе образуют экономическую структуру общества, основу, над которой надстраиваются политические, юридические и идеологические отношения. Способ производства обусловливает социально-политические институты и духовную жизнь.

Сущность человека – в его продуктивной активности. Сначала он создавал средства, удовлетворяющие его жизненные потребности. Одна удовлетворенная потребность рождает другую. Нужды растут, семья перерастает в общество. Растущее население и потребительский спрос ведут к разделению труда. Выделение интеллектуального труда становится социальной основой иллюзии, что сознание, духовное, есть нечто надматериальное и надисторическое. С другой стороны, это основа для возникновения класса людей, живущих трудом других людей. Идеи, доминирующие в определенную эпоху – это всегда идеи господствующего класса. Законы, мораль, философия – все это образует идеологию существующего порядка.

Индикатором зрелости общества, говорил Маркс, является отношение к женщине. В отношении мужчины к женщине «отношение к природе проявляется в чувственном виде, в виде наглядного факта того, насколько стала для человека природой человеческая сущность».

Отношение к религии. Человек создает религию. Государство и общество порождают религию и тип сознания, воспринимающего мир перевернутым. Поэтому, борьба против религии это есть борьба против того общества, которое обслуживает эта религия. Есть фантастический мир богов, поскольку есть иррациональный и несправедливый земной мир.

Известна одна наука, пишет Маркс в «Немецкой идеологии», - наука история. Как нельзя судить о человеке по тому, что он сам о себе думает, так опрометчиво делать выводы об исторической эпохе по отражению в сознании.

История любого общества, как написано в «Манифесте Коммунистической партии» - это история классов. В наше время – это буржуа и пролетарии. Первые – владельцы частной собственности, вторые – те, у кого ее нет, а потому они вынуждены продавать свою рабочую силу. По закону диалектики, если буржуазия составляет внутреннее противоречие феодализма, то пролетариат – динамит внутри буржуазного общества. В той мере, в какой растет буржуазия и, значит, капитал, пропорционально растет пролетариат и его способность к самоорганизации. Теория становится революционной силой, когда она овладевает массами.