Людвиг Фейербах (1804-1872). Труды: «Сущность христианства», «Мысли о смерти и бессмертии». Как и Гегель, Фейербах принимает единство конечного и бесконечного. Однако это единство реализуется в человеке, а не в Боге и не в абсолютной Идее. Человека философия должна принять во всей его полноте, в его природной социальности. Великий основной факт человеческой истории – религия – не может быть отвергнут философией, его следует понять. Истина религии – в отношении человека к своей сущности. Ложность ее в том, что эту сущность он уже воспринимает не как свою, но как чужую. Бог, следовательно, есть зеркало человека. В молитве он обращается к собственному сердцу, чудо есть реализованное сверхъестественное желание. Итак, по Фейербаху, религия – это исключительно человеческий факт. Что человек думает, каковы его принципы, - таков его Бог. Отсюда вывод Фейербаха: срытое ядро теологии есть антропология. Человек склонен вынести свое бытие вовне, чтобы затем найти его в себе.

Все определения Божественного бытия становятся квалификациями бытия человека. Таким образом, Фейербах вместо недоступного Бога создает иную божественность – человека в крови и плоти. Там, где была любовь во имя Господа, теперь – любовь во имя человека.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889). Чрезвычайно сильное влияние оказало на Чернышевского философское учение Фейербаха. Уже в конце жизни он писал, что считает себя верным последователем немецкого материалиста. Но можно сказать, что материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Чернышевский, как правило, не утруждал себя излишней аргументацией, формулирую свои тезисы как очевидные истины. На природу, говорил он, необходимо смотреть так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются – начинается жизнь природы.

К основным философским трудам Чернышевского относятся: «Антропологический принцип в философии», «Характер человеческого знания», «Эстетическое отношение искусства к действительности».