Общественное сознание по своему качеству принципиально иное, чем простая совокупность индивидуальных сознаний. Структура общественного сознания включает уровни обыденного и теоретического освоения мира, общественной психологии и идеологии, а также формы политического и правового, нравственного и религиозного, научного, эстетического и философского сознания. Определенным образом упорядоченная структура общественного сознания обеспечивает отражение природы и общественного бытия людей, материальной и духовной жизни общества в идеях, представлениях, концепциях, теориях.

Общественное сознание выполняет свое социальное назначение - является способом "совмещения" отношений людей и предметного мира их деятельности, оказывает непосредственное влияние на  индивидуальные сознания.

Индивид, как общественное существо, участвует в актах человеческой деятельности, преследуя свои интересы. Его индивидуальность обусловлена не только сущностью конкретного человека, но и его существованием, его личным бытием.

Личное бытие человека органически включает в себя и бытие общества, и в этом смысле человек общества, или общественный человек, одновременно выступает носителем индивидуального и общественного сознания.

Общественное и индивидуальное сознание неотрывны друг от друга. Все содержание общественного сознания черпается из саморазвития индивидуального сознания, которое само вполне самодостаточно в общественном смысле.

Формы общественного сознания — различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. Ф. о. с. различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. Многообразие Ф. о. с. определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и общества. Различные Ф. о. с. отражают различные области и стороны действительности (напр., политические идеи отражают отношения между классами, нациями, государствами; в науке познаются конкретные законы природы и об-ва; в религии фантастически отражается зависимость людей от господствующих над ними природных, а затем и социальных сил и т. д.). Все Ф. о. с. связаны между собой и в целом составляют духовную жизнь определенного об-ва. Своеобразие общественной потребности, порождающей те или иные Ф. о. с., определяет и ту конкретную историческую роль, к-рую они играют в жизни и развитии об-ва. Влияние исторически определенного способа производства на развитие различных