Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин "метафизика" (от лат. та мета та физика - буквально "то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил "после физики" те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о "первой философии" (о сущности, причинах и т.д.), в отличие от "второй философии" - частно-научного знания.

В современном обществознании ПОНЯТИЕ "МЕТАФИЗИКА" ИМЕЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ ЗНАЧЕНИЯ:

       ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о "первых родах сущего". Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как "род познания, имеющий предметом сущее в целом". Основные ее категории - это предельные понятия, "охватывающие" одновременно и объект, и субъект познания.

       Особая философская наука - ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.

       ФИЛОСОФСКИЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу. Именно об этом аспекте понятия "метафизика" (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

Самая характерная, существенная черта метафизики - ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире - того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:

       "СТАРАЯ" МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т.д.). Специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу "или-или"), убежденность в завершенности всех мировых связей.

       НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов ИСТОЛКОВАНИЯ, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:

а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т.н. "плоский эволюционизм"), т.е. как только количественные изменения,

б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков ("катастрофизм");

в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность ("развитие по прямой линии");

г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции "круговорота"):

д) как движение, из которого изымается его сущность - противоречие;

е) как только прогресс, т.е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.

ВИДЫ МЕТАФИЗИКИ могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности - бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т.е. любые односторонние действия.

Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т.п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы - идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.

К ним следует добавить СОФИСТИКУ и ЭКЛЕКТИКУ, которые зародились еще в древней Греции и использовались для "обоснования" истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм "рогатый" "доказывал": "Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога".

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее "коварными и хитрыми" разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для "доказательства" неверных выводов и "обоснования" неправедных дел, особенно в сфере политики.

Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т.е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главная цель - сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается, как показано выше, с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.

Основное различие софистики и эклектики - при всем их сходстве - состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т.п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.

Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность  понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности.


Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.