Классический позитивизм объявляет единственным источником подлинного (позитивного) знания - конкретные (эмпирические) науки и отрицает познавательную ценность философского исследования. Возникает в 30-40гг. XIX в. Основатель - Огюст Конт ввел термин и основные теоретические положения. Выделил 3 этапа умственного развития (теологический, метафизический и естественнонаучный) и 3 стадии технического развития (традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное). Философия по Конту может быть сохранена только как наука, обобщающая результаты естествознания.

Научный метод (точнее система интеллектуальных привычек), с точки зрения позитивизма – выдвижение и проверка гипотез (наблюдениями, экспериментами, индукцией и дедукцией). Воображение должно подчиняться наблюдению, а научная картина мира должна быть системной (комплексной). Надо отвечать на вопрос как, а не почему, отслеживая и фиксируя связь явлений, а не их надуманные причины.

Эмпириокритицизм (Махизм) возник на рубеже XIX-XX вв. Основоположники Эрнст Мах и Авенариус. По их мнению, человеку доступны только «элементы опыта» «комплексы ощущений», а объективное состояние вещей – нет. Все научные законы - продукты ума. В опыте нам дана нерасчленимая комбинация субъективных и объективных элементов. За это махистов считают субъективными идеалистами.

Эмпириокритицизмом ставилась задача очистить естественнонаучное мышление философских нагромождений (ничего не значащих) излишеств. Задача науки компоновать из этих элементов целое наиболее простым и упорядоченным способом (экономя слова и силы).

Неопозитивизм (логический позитивизм). Начало положено в 20-х гг. ХХ в. «венским кружком». (Карнап, Нейрат, Франк, Шлик и т. д.). Основоположники – Бертран Рассел, Карнап. Оставили за философией роль общей методологии (науки, изучающей методы естественнонаучных исследований). По Карнапу философия – это свод правил и форм естествознания.

В связи с этим большое внимание уделяли совершенствованию научной символики (в основном языка). Мол, в достаточно совершенном языке исчезнут философские проблемы и противоречия как иллюзии, обусловленные неправильным словоупотреблением и недопустимым соединением слов.

Карнап сформулировал принцип верификации, согласно которому существуют не истины, а гипотезы. Причем каждая гипотеза тем лучше, чем больше фактов и экспериментов ее подтверждает.

Постпозитивизм (критический рационализм) сформировался в последней четверти ХХ века под влиянием трудов Поппера и Куна. Они тоже методологи.

Поппер дополнил принцип верификации принципом фальсификации, требующим не применять гипотезу к тем группам фактов, среди которых обнаружен хоть один факт, противоречащий этой гипотезе. Основной метод науки – критическое рассмотрение приобретенных сведений (опыта). Все гипотезы допустимы, но они должны беспрестанно проверяться и перепроверяться с целью замены на менее фальсифицируемые.

Кун ввел понятие «парадигма» (пример, образец), означающее основополагающее положение (главную идею) научной или мировоззренческой доктрины.

Для постпозитивистов, науку развивают научные дискуссии (критика учеными достижений друг друга). Однако абсолютная истина невозможна, поэтому неизбежен плюрализм мнений и множественность теорий, каждая из которых лишь частично применима к фактам.