Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности. Термин якобы появился в 1832 г., но день и точное время не указаны.

В античности уже была оппозиция знания (эпистемы) и мнения (доксы), а также подчиненность знания объективному порядку космоса. (Гносеология подчинена онтологии.)

В средневековье познание в рамках веры, но разум иногда признавался самостоятельным источником Божественных истин. (Гносеология подчинена теологии.)

В новое время познание ‑ соотношение объекта и субъекта. Представление об истине наукообразно: она универсальна, неизменна и абсолютна. Единство всей природы – гарантия познаваемости мира и достоверности познания. Достаточно освободиться от пристрастий, чтобы все познать точно. (Здесь якобы гносеология свободна, но истина попала в зависимость от научных открытий.)

Неклассическая гносеология признает познание совместным продуктом объекта и субъекта. Здесь: знания исторически изменчивы, относительны (релятивные) и ангажированы; абсолютное никому не доступно.

Центральные проблемы гносеологии: познаваемость мира, соотношение субъект-объект, структура познавательного процесса, истина и ее критерии. ( «Гнусеология» авторов признает: мир - познаваемым не до конца, объект и субъект - сношающимися в бесконечном многообразии поз, а истину – недостижимой целью.)

По мнению авторов, познание (переход от незнания к знанию) некий синтез объективного с субъективным, точнее ‑ творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности.

Предпосылки познания: 1) познаваемое - природные закономерности, наличие в мире устойчивых связей и 2) познающий. (Комментарий: кто б мог подумать, что «любовью к мудрости» достойны считаться подобные пустые тривиальности, повторяемые многократно с использованием всевозможных синонимов).

Познание позволяет человеку преобразовывать природу, проектировать свои действия. Что якобы уникально, то есть прочему зверью недоступно!

Алгоритм познания таков: постановка проблемы – ее анализ – новое знание – новые проблемы (Заметьте, сколько «полезной» и «совершенно новой» информации дает Вам подобная «философия»).

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление собственного духовного опыта (самосознание).

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная. (Надеемся, и этот перечень может считаться неполным!)