Средняя классика представлена прежде всего школой софистов и Сократом.

Софистика – течение в древнегреческой философии и политической мысли в V в. до н. э. Первоначально слово «софист» означало мастер, искусник, мудрец. Софистами называли себя первые греческие учителя, которые учили искусству убеждать, красиво говорить, правильно аргументировать свои мысли, а главное – искусству опровергать суждения противной стороны. Наиболее известным из софистов был Протагор из Абдер (ок. 480-420 гг до н.э.). Ему принадлежит знаменитая формула: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют». Исключительное место человека выводится из абсолютизации принципа субъективности восприятия мира и наших мыслей о нем а также принципа всеобщей изменчивости, сформулированного Гераклитом. Единственным источником знания Протагор считает ощущения. Вывод его гласит: если все меняется и переходит в свою противоположность, то о каждой вещи возможны и противоположные мнения. Истина, следовательно, относительна, к тому же целиком и полностью зависит от человека, его субъективного восприятия предмета. Также относительны и моральные ценности, поскольку нет объективного критерия добра и зла. Релятивизм (от лат. «релятиве» - отношение) софистов поставил под сомнение теоретическое знание вообще. Возникла проблема обоснования теоретического разума, с решением которой была связана философия Сократа.

Сократ (469-399) — афинский философ, положивший начало моральной философии. В центре его внимания проблема человека и его сущности. Человек, по Сократу, прежде всего, существо моральное, нравственное. Чтобы ориентироваться в мире, человек должен познать себя как общественное и нравственное существо. Сократ, в отличие от софистов, выдвигает тезис: каждый человек может иметь свое мнение, но моральная истина для всех одна, поскольку нормы морали имеют объективное основание. Сократ утверждает, что знание есть понимание, оно осуществляется через понятия (понятие – результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, отличающих один класс явлений от других). Понятием определяется сущность вещей. Путь к истинному знанию лежит через образование понятий. Главным методом образования понятий у Сократа выступает индукция – восхождение от частных, единичных примеров к общим суждениям в ходе диалога с оппонентами. В своих беседах с учениками показал образцы диалектического мышления, как пути к всестороннему и объективно-истинному знанию через умение правильно ставить вопросы в диалоге и, благодаря этому,  преодолевать односторонности и разрешать противоречия в мысли.