Говорить о рождении философии в России более или менее определённо можно, начиная с XIX века, хотя перед этим шёл бурный процесс предпосылок такого зарождения – появление русских  мыслителей,  занимающихся исследованиями вопросов, связанных с человеком и его ролью в окружающем мире (например, Ломоносов, Радищев и др.).

Первые философские идеи (в той форме, в которой они выражались в Западной Европе) были изложены     П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в произведении «Проблема специфики и особенностей российского пути развития». Его взгляды были в основном идеалистичны и носили религиозно-мистический характер. Он делил мир на физический (природный) и духовный (человеческий). Для первого характерны определенные Творцом (Богом) протяженность вещей и их «вержение» (вращение) относительно друг друга. Второй же характеризуется мышлением, волей, нравственными законами, также данными людям Богом.     

В общем, говоря о русской философии XIX в., можно выделить два основных направлениях – славянофилы и западники.

Основная идея славянофилов, к которым относились И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860) и др. – тотальность, т.е. подчинение личности обществу. Она опирается на:

1) обоснование необходимости для России особого (славянского) пути  развития, где стержнем для объединения нации выступает православие (т.н. вселенский собор);

2) идеализирование общинного уклада жизни российской деревни; 

3) возвеличивание покорности народа по отношению к власти.

Основная идея западников – философия индивидуальности, которая основывается  на следующем:

1) ориентация развития России на западный тип цивилизации; 

2) критика православия и отрицание религиозности как характерной черты российского человека; 

3) способствование проникновению  и  распространению идей западноевропейской философии в Россию (так, например,  именно благодаря  Герцену россияне познакомились с философией  Гегеля).

Рассматривая это направление, следует выделить две тенденции развития взглядов:

а) позиции материализма, атеизма, революционной демократии – В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877) и др.;

б) позиция идеализма, буржуазного либерализма – К.Д. Кавелин (1818-1885), В.П. Боткин (1811-1869) и др.

Ко второй позиции одно время примыкал и будущий теоретик анархизма М.А. Бакунин (1814-1876).

Характерной чертой русской философии является то, что представителями философской мысли зачастую являлись писатели (например, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский, Ф.М.Достоевский и др.), искавшие в своих художественных и публицистических произведениях ответы на глубочайшие вопросы человеческого бытия: «Что есть человек? Для чего он живёт? Каковы должны быть отношения личности с обществом?  Что такое зло и добро?».