В центре философских взглядов Л. Н Толстого (1828-1910) стоят вопросы о смысле жизни, психологии души, формирования и развития личности, соотношения религиозной и светской морали и др. В его произведениях  («Исповедь», «Царство Божие внутри нас», «В чём моя вера») ставятся важнейшие вопросы человеческого бытия: Зачем человек живёт? Есть ли смысл в его жизни? Если есть, то в чем он?

Проблема жизни и смерти переплетается у него с вопросами нравственного самосовершенствования. В человеке, по его мнению, заложено стремлению к совершенству по двум путям – религиозному и  светскому.  Он может пойти по любому из них, но главное при этом – не жить «растительной» жизнью.

Этим были обусловлены и его социально-политические взгляды, частности, идея ненасилия. Из нее вытекают и отрицание политической борьбы, и отрицание власти, ибо любая власть есть насилие одних над другими и означает несвободу личности. Тем самым он не признавал и государственное устройство общества, желал упразднения власти государства над личностью, отрицал такие достижения цивилизации, как частную собственность, технику и т.д. Крестьянская община, считал мыслитель, - вот основа общества,  построенного на добре.

Нельзя   искоренять  зло  злом,   нельзя    бороться   против   насилия    насилием. Всякое   насилие  безнравственно. Однако, по мнению Толстого, ненасилие   не значит  покорность  и  смирение. Ненасилие — это сопротивление   насилию   через   неучастие  в   нём.  Толстой   разработал   программу   неучастия   в   насилии (несоблюдение людьми  законов   и   постановлений, направленных   на   насилие),   но   в России   она   осталась   невостребованной. Сам он называл эту свою программу религиозным анархосоциализмом.

Однако позднее, Махатма Ганди, считавший себя учеником Л.Н.Толстого, положил эту программу в основу успешной  борьбы по достижению независимости Индии от британского владычества.

Первым русским профессиональным философом мирового масштаба был В.С.Соловьев (1853-1900), сын крупнейшего российского историка XIX века С.М.Соловьева. Свои основные идеи он выразил в докторской диссертации «Критика отвлеченных начал», а также в работах: «Кризис западной философии (против позитивизма)», «Оправдание добра», «Русская идея» и др.

Центральная идея В.Соловьева — положительное всеединство, под которым он понимал единство Истины, Добра, Красоты. Это триединство воплощено в идее Христа и положено в основу истории человечества, его стремления к божественному совершенству, т.е. Богочеловечеству.

Взгляды Соловьёва заключаются в следующем: 1) Есть единое первоначало всего сущего; 2) Это начало имеет духовный характер; 3) Эта духовность не человеческая, но сверхчеловеческая; 4) Реальный мир — это лишь воплощение Свех-Сущего (Бога), он не может быть совершенным, но при этом всегда к этому стремится; 5) Человечество выступает посредником между Богом и природой, его призвание в том, чтобы быть освободителем природы, что осуществляется путём преобразования её сознательного до её одухотворения. Отсюда цель мировой истории и заключается в достижении единства Бога и внебожественного мира.

Идея всеединого Сущего отражается в его социально-политических и этических взглядах. Бытийные ценности для него не важны. Он считает идеалом для общества так называемую «свободную теократию» (власть Бога) или «вселенскую Церковь» (единство основных христианских религий: католицизма, православия и протестантизма).

Историософия Соловьёва заключается в движении общества к Богочеловечеству. Он критикует толстовскую идею ненасилия, т.к. насилие, по его мнению, необходимо для достижения добра. Без зла нельзя знать добра, а значит, считает он, общество должно пройти путь временной победы сатаны (т.е. побывать под гнётом зла).

Философ близок по взглядам славянофилам, хотя и не во всем, как видим, с ними согласен. Говоря о своей «Русской идее», он объясняет, что отличает Россию от Европы. Европейскую цивилизацию Россия приняла только внешне по второстепенным вопросам, но никак не душой. Россия это христианская нация и нет такой другой, она уникальна. Единство человеческою рода — это наиважнейшая религиозная истина. Русская идея состоит, по Соловьеву, в том, чтобы через признание социальной троицы (Истины, Добра, Красоты) и трёх основных религий, разделивших ее между собой (Католицизм, Православие, Протестантизм) восстановить на земле ее единый образ.

В определенной мере последователем Л.Толстого и В.Соловьёва  был выдающийся русский философ ХХ века Н.А.Бердяев (1874-1948). Его официально считают предвестником экзистенциализма.  Свои идеи он отразил в сочинениях : «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Судьба России».

Центральная идея Бердяева состоит в том, что основная противоположность заключается не между субъектом и объектом, а между духовным и природным. При этом Дух — это единство рационального и иррационального (т.е. Бог). Будучи таковым Дух осуществляет своё творчество в условиях полной свободы.

Духовное существование личности связано с Божественной Духовностью, т.е. человека нельзя свести только к разумности. Существует три вида свободы: 1) первичная,,иррациональная (абсолютный произвол); 2) рациональная (исполнение морального долга);  3) высшая (любовь Бога).

Большое место в творчестве философа занимает проблема личности. Личность важнее, чем общественные институты (государство, классы, церковь) и общество в целом, поэтому правом и долгом личности является защита ею своей свободы от общества и объединений, т.к. в объединениях есть свойство (демоническая сила) толпы. Подлинная совесть может проявиться только в личности, поэтому всё обществе должно быть подчинено верховенству индивидуальности. В революционных событиях 1917 года он видит прежде всего подавление личности.

Бердяев стремится отделить личность от масс. Мораль нации, пишет он, – национализм, который не хочет знать человечества, и есть противопоставление морали личности, персоны. Отсюда персонализм  Бердяева.

При ответе на вопрос о русской философии следует   упомянуть и о русском космизме, центральная идея кото-рого – единство человека и космоса. Представители его: Н.В.Фёдоров, П.А.Флоренский (мистическо-теологи-ческое направление космизма); К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский (естественнонаучное его направление).