Всякое развитие преемственно. Но преемственность не сводится к повторению предшествующего, а нередко осуществляется в таких формах,  когда новое отрицает старое, но отрицает так,  что сам способ отрицания оказывается определенным тем материалом,  который отрицается. В этом смысле философия XX века также преемственно связана с предшествующей философией. Принимая ряд ее положений и выводов, современная философская мысль в то же время критикует ее, воспроизводя посредством этой критики то, что в ней не отмирает, а подлежит уточнению и развитию.

Центральной предпосылкой предшествующей философии являлось, по-видимому, убеждение большинства философов в силе разума,  в его способности постигнуть сущность окружающего мира и изменить его на рациональных основаниях. Этот взгляд, который может быть назван классическим, разделялся и Гегелем, и Марксом.

Но глубокие революционные преобразования в науке и технике, а также трагический социальный опыт в  XIX веке  и, особенно, в XX веке заставили  усомниться в том, что «все действительное разумно» (Гегель) и что задача разумно мыслящего человека состоит не только в объяснении мира, а прежде всего в его «революционном изменении» (Маркс). Такой неклассический подход, 

Переоценка познавательных и преобразовательных возможностей человека привела к тому, что и мир, и сам человек начинают видеться по-иному. Дело в том, что все более осознается факт не пассивного восприятия человеком внешнего мира, а активной переработки информации о нем, исходя из субъективной установки личности, основанной на прошлом опыте ее жизни (апперцепции). В соответствии с этим одни мыслители стали считать, что мышление всегда открывает мир как эмоционально окрашенный. Другие же, напротив, стремятся исключить из познания всякое непроверяемое в опыте содержание и на базе только "непосредственных данных" построить "строго научную" картину мира. Таким образом, на месте прежних классических подходов к построению картины мира и выработке методов ее построения стали формироваться новые, неклассические подходы, ставящие под сомнение претензия разума на постижение абсолютной истины и на правомерность,  исходя из нее, преобразовывать мир. Эти подходы характеризуются как иррационалистический и позитивистский. Именно они легли в фундамент основных течений современной немарксистской философии – экзистенциализма и аналитической философии.