Универсальным способом существования материальных предметов является движение. Существование конечных объектов обусловлено их взаимодействием, а всякое взаимодействие вызывает изменение взаимодействующих сторон. Поэтому быть, существовать — значит изменяться. Благодаря изменению мы можем говорить о реальном существовании тех или иных объектов. Одним из фундаментальных принципов современного взгляда на мир является утверждение о том, что материя и движение связаны неразрывно.

Движение есть особое свойство или атрибут материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Категория «движение» отражает любые изменения, происходящие в мире. материи. Движение представляет собой коренной способ и условие существования всех без исключения предметов материального мира. В современной науке и философии рассматриваются следующие основные свойства движения.

Во-первых, единство движения и его носителя, т.е. невозможность их существования друг без друга. Во-вторых, универсальность движения, т.е. то, что все формы реальности находятся в изменении и развитии. В-третьих, противоречивость движения, т.е. то, что оно есть единство противоположностей: прерывности и непрерывности, устойчивости и изменчивости.

Наличие у материальных предметов определенной устойчивости, способность его сохранять свое состояние или положение относительно других предметов нашли свое выражение в понятии покоя. Нельзя найти ни одного предмета, пребывающего в состоянии абсолютного покоя. Во-первых потому, что он всегда входит в структуру какой-либо движущейся системы, Во-вторых, потому, что в нем самом происходят постоянные изменения. Покой относителен, а изменение (движение) – абсолютно.  Однако качественная устойчивость явления, относительный покой всегда имеется в структуре движущейся материи, что говорит о его объективности. Например, эволюционный процесс живой природы — итог взаимодействия изменчивости (приспособления) и устойчивости (наследственности).

Окружающий нас мир находится в непрестанном движении, охватывающем все протекающие во Вселенной процессы – от простейших механических перемещений до такого сложного процесса, как человеческое мышление. Движение существует в разных формах. В работе «Диалектика природы» Ф. Энгельс дал простейшую классификацию форм движения материи. При этом он опирался на достижения в естествознании своего времени. Им были выделены с учетом конкретного материального носителя следующие формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

В дальнейшем в науке ХХ века были открыты неизвестные ранее уровни организации материи и соответственно обнаружены и новые формы движения: в микромире – связанные с превращением элементарных частиц и взаимодействием субэлементарного уровня; в мегамире – связанные  с галактическими взаимодействиями и расширением метагалактики. Изменились представления о механическом движении как генетической основе физических движений и фундаменте всех физических процессов. Механическое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложным переплетением взаимодействий: сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных. Развитие естествознания внесло много нового в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о носителях живого вещества: в качестве носителей жизни помимо белковых молекул были выделены ДНК и РНК. Сложилось представление о целостности биосферы.

Идея философии о возникновении в процессе развития материального мира новых структурных уровней материи, а, следовательно, и новых форм движения, имеет большое значение для объяснения сущности самой эволюции Вселенной. На основании обобщенных результатов научного познания, была выдвинута гипотеза «Большого взрыва» и эволюции нашей части Вселенной, в результате которой возникла биосфера, а затем развитие биосферы породило, в конечном счете, социальную форму бытия. Каждое новое крупное открытие в естествознании заставляет изменять как число выделяемых форм реальности, так и формы их взаимосвязи.

При изучении форм движения материи необходимо опираться на два методологических принципа.  С одной стороны, высшие формы движения несводимы целиком и полностью к низшим. Эта несводимость обусловлена тем, что каждая форма реальности порождает свою качественную специфику в результате взаимодействия своих элементов. Так, нельзя описать биологические процессы исходя только из физико-химических свойств, не учитывая качественную специфику биологического уровня организации, игнорируя процессы биоэволюции, естественного отбора и т.д. Точно так же развитие человеческого общества невозможно понять, опираясь только на биологические закономерности, без учета особенности социального развития, Но, с другой стороны, надо учитывать органическую связь между уровнями организации материи. Каждая высшая форма возникает, из низшей и поэтому ее нельзя понять, игнорируя эту генетическую связь: например, мы не сможем понять сущность человека, если не будем учитывать его биологическую природу. Несоблюдение этих принципов исследования качественной специфики форм движения может привести к искажению истины.

Взаимодействие форм движения как способа существования реальности ставит перед философией и наукой вопрос об источниках и механизмах движения. В стремлении раскрыть сущность движения, его источник и причину в истории философии и естествознании сложились две противоположные точки зрения. С одной стороны, на протяжении веков господствовало метафизическое представление о материи как пассивной, инертной, лишенной самодвижения субстанции мира. Такое понимание вело к признанию первотолчка  внешнего источника движения. Суть второго подхода заключается в стремлении объяснить движение материи из себя самой, как самодвижение.

На противоречие как источник самодвижения вещей впервые указал еще Гераклит,  Г. Гегель использовал принцип противоречия как обоснование саморазвития Абсолютной Идеи. К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали этот принцип в качестве основополагающего уже для понимания саморазвития прежде всего материальных систем.  Однако до недавнего времени принцип самодвижения применительно к материальному миру сохранял умозрительный характер, просто постулировался, поскольку отсутствовали естественнонаучные обоснования механизма самодвижения, в середине прошлого столетия кибернетика и синергетика (наука о самоорганизующейся системе) позволили создать новые мировоззренческие образы, конкретизирующие проблему самодвижения материи и ее самоорганизации.

Процессы самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами систем и носят естественный, спонтанный характер. В современном научном познании все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве.

Пространство есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих протяженных объектов, их расположение относительно друг друга и величину.

Время есть совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (их последовательность и длительность).

Философское осмысление пространства и времени включает две фундаментальные проблемы: во-первых, проблему объективности пространства и времени; во-вторых, проблему взаимосвязи пространства, времени и материи. Первый вопрос (являются ли пространство и время характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания) решался с разных мировоззренческих позиций. Одни философы (прежде всего – материалисты) считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира (Р.Декарт, И. Кант и др.). Следует подчеркнуть, что в современном научном познании все формы реальности рассматриваются как существующие во времени и пространстве, что подтверждается накопленным опытным материалом. Экспериментальная проверка новых пространственных и временных представлений убедительно подтверждает тот взгляд, что эти понятия отражают объективное существование пространства и времени.

Относительно второй проблемы следует отметить, что в истории философии и науке существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Так, Демокрит полагал, что наряду с атомами, отдельно существует пространство (пустота). Элеаты, напротив, отрицали существование пустоты. В классической науке создателями фундаментальных концепций пространства и времени являются И. Ньютон и Г.Лейбниц. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. Вторую – реляционной (от лат. «релятиве» - отношение).

В первой из них, сформулированной Ньютоном, пространство и время трактовались как самостоятельные сущности (субстанции), существующие наряду с материей и независимо от нее. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени как от характера протекающих в них материальных процессов, так и друг от друга. Представление об абсолютности пространства и времени господствовало в науке и философии до конца XIX века.

Вторая концепция, сформулированная впервые Лейбницем, трактует пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считалось несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. В начале XX века эта концепция получила подтверждение в связи с созданием теории относительности. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, направленную на раскрытие диалектических связей в природе. В соответствии с этой теорией — время, пространство и движение объективны и неразрывно взаимосвязаны. Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО) и общую теорию относительности (ОТО).

Философское значение теории относительности состоит в том, что, во-первых, из науки были исключены понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружилась несостоятельность субстанциальной концепции; во-вторых, она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи. Иными словами, нет материи. лишенной временных и пространственных характеристик, как и нет пространства и времени вне движущейся материи.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся трехмерность — положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин; однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек; изотропность (равноправность всех возможных направлений). Общие свойства времени: одномерность, поскольку для фиксации положения события во времени достаточно одной величины; необратимость — время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно; однородность — равноправие всех моментов времени.

Современная наука показывает, что пространственно-временные отношения специфично проявляются на разных уровнях реальности: в живой природе, в социальной действительности, в микропроцессах, макропроцессах и мегапроцессах, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространства.