Основными законами диалектики являются законы единства и борьбы противоположностей, взаимопереходов количественных и качественных изменений и отрицания отрицания. Каждый из них раскрывает одну из всеобщих сторон единого процесса развития.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник саморазвития. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, «борьба», взаимодействие и разрешение которых заставляет предмет изменяться. Противоречие полагается в самом предмете как имманентное, т .е. внутренне присущее ему, поэтому изменение предмета есть его саморазвитие. Содержание этого закона раскрывается через взаимодействие категорий «тождество», «различие», «противоположности», «противоречие» и «разрешение противоречия».

Тождество – это такой специфический вид отношений предмета к другим предметам и к самому себе, который характеризуется подобие и устойчивостью. Вместе с тем каждый реальный предмет постоянно изменяется и тем самым нарушает это подобие и устойчивость. Иными словами, предмет одновременно и тождественен и различен с собой, тем более с другими предметами. Различие – это несоответствие, несовпадение предметов или же предмета с самим собой. Тождество и различие оказываются таким образом всегда взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, являясь диалектическими противоречиями. Отношение между ними всегда конкретно. В чистом же виде они могут быть представлены лишь в абстракции, т.е. в мысленном отвлечении от реального бытия предметов.

Диалектическими противоположностями называются такие стороны, свойства, т.е характеристики предметов, которые одновременно и исключают и предполагают, обусловливают друг друга, что создает известное напряжение в предмете, которое и служит источником его самоизменения и саморазвития. Противоположностями являются, например, положительно и отрицательно заряженные частицы в атоме, ассимиляция и диссимиляция в организме, возбуждение и торможение в психике животных и человека, производство и потребление в общественной жизни и т.д. Одна из противоположностей при этом всегда направлена на сохранение его устойчивости, тождественности с собой, другая же – на усиление различия предмета с собой, нарушение его устойчивости и тем самым на разрушение и гибель.

Отношение между противоположностями есть диалектическое противоречие. Противоположности в противоречии на разных этапах развития предмета находятся в разных отношениях друг с другом. Можно выделить ряд таких этапов: а) превалирование их тождества; б) усиление различия от несущественного до существенного; в) поляризация, доходящая до конфликта; г) неизбежное разрешение противоречия, означающее самоотмирание, гибель предмета с одновременным рождением нового предмета, обладающего и новым набором противоречий. Причем этот новый предмет представляет собой во многих отношениях противоположность прежнему и, соответственно, стороны его внутренних противоречий также меняют свои вектора на противоположные по сравнению с теми сторонами противоречий прежнего предмета, которые они «наследуют».

В каждом предмете всегда существует и действует комплекс противоречий, и потому очень важно разобраться в их иерархии, выделив основные, которые и определяют общую направленность развития, и неосновные, которые лишь корректируют это развитие.

Методологическое значение рассмотренного закона в том, что он ориентирует на поиски источника самодвижения в самом предмете, подчеркивает изменчивый, преходящий характер изучаемого объекта, ориентирует исследование на вычленение его сущности, а также требует от человека верно оценивать противоречия и своевременно их разрешать.

Один из всеобщих законов – закон перехода количества в качество, основными категориями которого являются понятия качества, количества, меры, скачка. В обыденном сознании качество – хорошая вещь, которая нас устраивает. Философское понимание качества отличается от обыденного, но нельзя говорить, что одно правильно, другое нет. Просто философия как теория имеет свой язык, свои понятия.

Понятие качества в философии выработано для обозначения способности предметов и явлений иметь свои границы, отличающие один предмет от другого. Предмет отличается от любого другого благодаря качеству, т.е. тому, что делает его тем, что он есть. Качество предмета мы можем созерцать тогда, когда видим сам предмет в его определенности, в отличии от других предметов, поэтому неточно говорить: предмет обладает качеством, это может привести к мысли, что существует отдельно качество и предмет, но этого нет.

Качество в известном смысле равно самому предмету, качество  это и есть предмет в границах его определенности. Качество связано со свойствами предмета, но им не тождественно. Предмет может изменяться в определенных рамках, терять одни свойства и приобретать другие, но в тоже время оставаться самим собой, сохраняя качество. Свойства предмета лишь характеризуют качество.   

Количество – это степень развития данного качества, т.е. такая определенность предмета, которая в известной мере безразлична данному качеству. Количественно мы можем сравнивать лишь качественно однородные предметы или их свойства. Предмет, у которого определены только его качественные границы, еще не познан, нужно дать ему количественную характеристику. Количество связано с числом, но ему не тождественно. Число  –лишь внешняя характеристика количества. Увеличение или уменьшение количества остается безразличным по отношению к качеству только в определенных пределах.

Мера – допустимый интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется данное качество. Одни предметы имеют четкие границы меры, а у других эти границы размыты.

В природе, обществе и мышлении развитие происходит не иначе как через количественные прибавления или убавления. Эти количественные изменения, переходя границы меры, приводят к появлению нового качества. Такая смена качества получила название скачка. Скачок может проходить в разных формах: резко, когда одновременно меняются большинство характеристик предмета, или же в относительно плавно, когда такие изменения происходят последовательно, т.е. одно за другим.

Можно привести множество примеров диалектики количества и качества. Так, иллюстрацией проявления закона перехода количества в качество в неорганической природе является таблица Д.И. Менделеева, где элементы отличаются друг от друга дробным зарядом ядра, различным количеством электронов на орбите. Можно также сказать, что только определенное количество денег приобретает качество капитала. Для того, чтобы деньги стали капиталом, надо, чтобы их количество стало возможным для приобретения средств производства и содержания наемных работников. В мышлении и науке идет постоянный рост знаний, которые нередко не вписываются в данную теорию, поскольку научная теория только до определенной меры ассимилирует эти знания. С течением времени новые факты уже не могут объясняться старой теорией и тогда возникает новая теория, т.е. и здесь происходит переход количества в качество.

Третьим основным законом материалистической диалектики является закон отрицания отрицания. Он характеризует направление процесса развития, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительную повторяемость некоторых моментов старого.

К понятиям, имеющим важнейшее значение для характеристики этого закона, принадлежат категории «отрицание», «преемственность» и «отрицание отрицания».

Отрицание можно определить как момент процесса развития, выражающий диалектическую связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта. В диалектике отрицание есть необходимый момент развития любого предмета или явления действительности. В ходе развертывания объективных противоречий происходит качественное изменение явлений, следовательно, имеет место «перерыв постепенности», уничтожение одних и возникновение других материальных или духовных образований, т.е. результатом развития и разрешения противоречий и является отрицание.

Нужно сказать, что всеобщий характер отрицания признается и диалектиками, и метафизиками. Но как понимается при этом отрицание? На осуществление какого отрицания они акцентируют внимание на практике? По этим вопросам их позиции различны. Точка зрения диалектиков относительно сущности отрицания нами уже выяснена. Метафизически мыслящие философы рассматривают отрицание в основном как отбрасывание, уничтожение старого.

Диалектический материализм отвергает метафизическую трактовку отрицания, возводящую в абсолют момент  разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При полном отрицании предшествующего качества невозможно прогрессивное движение системы. Для того чтобы обеспечить прогрессивную линию развития, необходимо ориентироваться на диалектическое отрицание.

Необходимой стороной закона отрицания отрицания выступает преемственность. Это понятие выражает связь между различными этапами развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Прошлое нельзя рассматривать бесследно уходящим в реку времени по принципу: что было, то прошло, и нет ему возврата. Оно все время участвует в созидании настоящего, заботливо оберегая живую, неразрывную связь времен – прошлого, настоящего и будущего. Возникающее новое не может утвердить себя как без отрицания, так и без сохранения, преемственности. Хорошо сказал об этом И. Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

Последовательность этапов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания: возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий. Повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем  более относительным, чем сложнее процесс развития.