Таким образом, в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе практики осуществляется процесс познания. Традиционно в этом процессе выделяют две стороны (зачастую их называют ступенями познания) – чувственную и рациональную (логическое мышление).

Простейшим чувственным образом окружающего мира является ощущение. Ощущение – это отражение органами чувств отдельных свойств предмета. Окружающий человека мир предстает в ощущениях как бы разложенным на совокупность внешних признаков: зрительные ощущения несут информацию о форме, цвете, местоположении объекта в пространстве; слуховые сообщают о том, является ли объект «немым» либо так или иначе звучащим; обоняние доставляет сведения о запахах, осязание – о твердости, температуре и т.д. Ощущения отражают объективные свойства вещей, имеют своим источником объективную реальность. Они не являются чем-то неизменным раз и навсегда данным человеку. Показания органов чувств в процессе историческою становления человека изменялись, они становятся более полными, точными, что обусловлено прежде всего развитием общественной практики человека.

Пять органов чувств – не дар природы, а продукт длительного исторического развития. Человеческий глаз видит иначе, а человеческое ухо слышит по-другому, чем видит и слышит животное. В своих ощущениях человек отражает окружающий мир во-многом субъективно, индивидуально. Нет двух людей, ощущения которых абсолют-но бы походили друг на друга. Это обусловлено прежде всего бесконечным разнообразием индивидуальной дея-тельности людей в структуре общественной практики. Художник, музыкант, шофер слышит н видит то, что недо-ступно зрителю, слушателю, пассажиру и т.д. Не последнюю роль играют здесь и наследственные особенности человека, его генетическая программа. В ощущениях каждого человека своеобразно и неповторимо дан окружаю-щий мир. Этот образ мира настолько индивидуален, что это дало повод Г. Гейне сказать: «С каждым человеком умирает целая вселенная».

Видимая субъективность человеческих ощущений явилась причиной убеждения еще античных философов в том, что цвет, запах, звук, теплое, холодное т.д. существуют только во мнениях людей, т.е. субъективны. Спустя почти две тысячи лет ту же мысль отстаивал английский философ XVII в. Д. Локк в своем учении о «первичных» и «вторичных» качествах вещей. Ошибка этой концепции состоит в том, что ее представители абсолютизируют субъективный момент в ощущениях, не умеют распознать за их субъективностью моменты объективного знания, которые в них имеются.

Следующим шагом постижения истины в пределах чувственного знания является восприятиецелостный чувственный образ предмета на основе синтеза ощущений. Восприятие дает более точное знание природы вещей. Например, иногда искусно сделанное яблоко по виду ничем не отличается от настоящего. Чтобы понять, что это муляж, нужно его пощупать, понюхать, а то и попробовать.

Важно усвоить, что органы чувств человека не просто особым образом преобразуют энергию внешнего раздражителя, а преобразуют объективную энергию. Если не принимать во внимание это обстоятельство, то можно прийти к точке зрения, которую отстаивали в XIX веке известные немецкие естествоиспытатели Мюллер и Гельмгольц и их последователи. По их мнению, для наших органов чувств не имеет значения природа энергии, так как глаз, например, всякую энергию преобразует в свет, ухо – в звук и т.д. Так, солнечную энергию глаз воспринимает как свет, но так же он может воспринимать и механический удар, говорят же: «Из глаз посыпались искры». Поэтому, мы не можем говорить, что восприятия адекватно отражают внешний предмет. Ощущения и восприятия – лишь символы, иероглифы, знаки предметов. Мир воспринимается таким не потому, что он в действительности таков, а потому, что таким, а не иным образом устроены наши органы чувств. Если бы  человек имел другие органы чувств или имел их в другом количестве, то и мир предстал бы перед ним иным. Против этого взгляда можно выдвинуть такой аргумент: органы чувств человека возникли не вдруг, а в процессе биологической эволюции и социально-практической деятельности. Если бы наши органы чувств давали неверные сведения о мире, то человек как живое существо вряд ли мог бы выжить.

Высшая ступень чувственного знания – представление. Представление – это восстановление в памяти в чувственной форме того, что было когда-то объектом восприятия. С ощущением и восприятием представление роднит его чувственный характер. Но представление существенно отличается от восприятия. Во-первых, оно вызывается памятью при отсутствии объекта в поле непосредственных ощущений, тогда как восприятие всегда является следствием непосредственного воздействия объекта на органы чувств. Во-вторых, представление оказывается уже не чисто чувственным образом объекта, а таким отражением его, которое в известной мере «преобразовано» деятельностью сознания и тем самым несет в себе элементы обобщения и опосредствования. Поскольку представление есть восстановление в памяти объекта прошлого восприятия, то оно по сравнению с ощущением и восприятием теряет в живости, яркости, но зато в нем улавливаются черты и свойства предмета, которые представляются существенными в свете индивидуального опыта субъекта.

Наличие представлений в памяти человека дает ему возможность сравнивать объект, непосредственно воспринимаемый в данное время, с представлениями об объектах, воспринимавшихся им ранее, на которые новое восприятие накладывается, как на определенные шаблоны. На основе такого сравнения человек приобретает способность судить о всяком вновь воспринимаемом объекте по имеющимся уже у него представлениям.

Важно также подчеркнуть, что представление содержит в себе противоречие. Хотя оно и является одной из форм чувственного познания, но вместе с тем несет в себе элемент обобщения. Тем самым оно как бы выходит за рамки чувственного познания. Но не нужно это понимать таким образом, что представление есть нечто промежуточное. Представление остается формой чувственного познания, но оно завершает ступень и тем самым обнаруживает тенденцию дальнейшего развития познания.

Совокупность представлений об объектах, воспринятых в разное время, является основой становления рационального познания, или логического мышления, которое также выступает в трех основных своих формах – понятиях, суждениях и умозаключениях.

Исходной формой логического познания выступает понятие. Процесс создания понятий, представляющий собой переход от чувственного уровня познания к логическому, совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации. В результате этих логических операций мы выделяем свойства и отношения в «чистом», так сказать, идеальном виде, в каком они в самой природе могут и не встречаться и закреплением их в языке. Так возникает понятие, являющееся логической абстракцией, объединяющей в себе существенные признаки вещей. Из понятий как из элементарных единиц мышления строятся все логические рассуждения.

Суждение это логическая связь понятий, посредством которой отражается зависимость между вещами, утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.

Посредством умозаключений мы получаем новые суждения на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Умозаключение обусловливает относительную независимость от опыта, оно выступает основным средством научного познания. Достаточно сказать, что на умозаключениях построено все здание науки.

В процессе познания чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом. Их единство состоит в том, что чувства у человека всегда носят осмысленный характер, а логические рассуждения опираются на данные опыта. Вместе с тем, единство двух форм познания не исключает их качественной специфики. Абстрактное мышление носит опосредованный характер, т.е. связано с отображаемой действительностью только через чувственные формы, которые служат для него исходным содержанием. Поэтому формой выражения абстрактного мышления является не образ, а знаковая система или язык. Это обусловливает относительную самостоятельность абстрактного мышления от чувственного материала: мысль человека как бы  «отрывается» от действительности, становится «свободной».

Наличие в познавательном процессе двух ступеней обусловило в истории философии борьбу двух течений: сенсуализма и рационализма. Суть сенсуализма в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания: «Все, что есть в знании, получено из разума». При этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления.

Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Д.Локком и Р.Декартом). Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И. Кантом в его учении о трех ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума («Критика чистого разума»).

Большинство философов и исследователей науки рассматривают процесс познания как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности. Процесс познания идет от явления к сущности, от внешних свойств и отношений к постижению внутренних, относительно устойчивых связей явлений. От живого созерцания к абстрактному мышлению — такова логика движения процесса познания.