В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом, самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. В соответствии с этим возможно разграничение культуры на материальную и духовную. Первая связана с практическим освоением человеком природы. Она включает всю совокупность материальных благ, средства их производства и способы овладения ими. Вторая охватывает общественное сознание, способы создания духовных ценностей, язык, эмоционально-психологические состояния. Духовная культура проявляет себя в науке, образовании, искусстве и других формах духовной деятельности

Выделение указанных родов культуры не означает их полной обособленности, они находятся в органическом единстве, взаимодействуют, влияют друг на друга. Так, непрерывность, существующая в процессе создания материальных ценностей, влияет на непрерывность развития культуры духовной. Многие образцы духовной культуры воплощаются в материальной форме (живописные полотна, скульптура, архитектурные ансамбли и т.п.), зависят от уровня, достигнутого материальной культурой (материальная оснащенность системы образования, медицинского обслуживания и т.п.). В свою очередь, духовная культура влияет на степень развития культуры материальной. Культура материального производства, например, в значительной степени определяется уровнем научного знания, интеллектуальными возможностями производителей.

Связь и взаимодействие материальной и духовной культуры проявляется также в том, что продукты материальной деятельности для того, чтобы стать культурными ценностями, должны быть переведены в сферу духовности. Поэтому культуру часто отождествляют с духовными явлениями, ставят между ними знак равенства.

Безусловно, духовность в ее различных проявлениях играет огромную роль в жизни человека и общества. Однако отождествление культуры в целом с исключительно духовной ее составляющей вряд ли правомерно, ибо в этом случае полностью отбрасывается все богатство материальных ценностей, созданных и накопленных человечеством.

Итак, культура является важнейшим атрибутом общества, но она не тождественна ему. Между культурой и обществом существуют сложные, разнообразные, порой противоречивые отношения. Каждый исторически конкретный период общественного развития, выраженный определенными экономическими, социальными, политическими отношениями, формирует различные проявления культуры, влияет на их функционирование. В обществе могут действовать как культурно-стимулирующие, так и тормозящие культуру силы.

Обществом детерминируются границы существования, специфика и возможности человеческой деятельности. Так, интеллектуальная деятельность и ее продукты появились позднее материальных, их возникновение явилось результатом кардинальных изменений в экономической жизни общества. Характер организации различных видов деятельности, их эффективность, выраженная в культуре труда и управления, культура научных исследований, образования, воспитания и общения, правовая, нравственная, эстетическая культура, культура быта также зависят от определенного состояния общества.

 

Философский анализ культуры ставит проблему единства и множественности культур. Заключает ли культура в самой себе некую универсальность или она предстает как дискретное явление? Что является причиной разделения культуры на различные феномены? Эти и другие вопросы задавали и задают себе до настоящего времени многие философы, социологи, культурологи.

Сторонники эгалитаристского подхода полагают, что все культуры по своему содержанию равноценны. Многие последователи антропологических концепций отрицают возможность существования множественности культурных миров на том основании, что культурный плюрализм нсвыводим из человеческой природы. Если в антропологическом начале человека заложен импульс к культуре, то она должна быть единой. Подобные теории, наиболее популярные в XIX в., сохраняют свою актуальность до наших дней.

Противоположную позицию занимают приверженцы культурного плюрализма, утверждающие существование отдельных локальных культур и предполагающие не только наличие различных культурных организмов, но и их принципиальную несовместимость.

Следует, одноко, отметить что вышеназванные теории односторонне подходят к решению проблемы. На глобальном уровне действительно существует общечеловеческая, мировая культура, которая не знает расовых, национальных, социальных и иных границ. В ее содержание включены некоторые «вечные» истины и ценности, фиксирующие отношение людей к различным сторонам их бытия. Это и моральные принципы, конкрети-зирующиеся в общепринятых моделях поведения, и представления о красоте, получившие выражение в произ-ведениях литературы и искусства, ставших классическими, и научные достижения, «ухватившие» абсолютный момент в бесконечном приближении к истине, и стандарты техники и технологических решений.

Вместе с тем по мере развития мировой культуры становится возможным выделение различных исторических этапов, с целым рядом характерных для каждого из них своеобразных идеалов, эталонов, оценок. Каждый исторический период предстает при этом не как «культура вообще», а как дифференцированное явление, выражаю-щее эталоны, цели, стремления, идеалы, принципы, навыки, уклады жизни как этого периода в целом, так и отдельных социальных групп, различной степени общности – социально-экономических, этнических, профессио-нальных, религиозных и др. Это и позволяет говорить о национальной и конфессиональной культуре, а также выделять в культуре и другие ее виды.