Движение в философии – это всякое изменение вообще.

В это понятие входят:

1.         Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).

2.         Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).

3.         Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).

4.         Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).

5.         Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).

6.         Изменения в форме (изменение внешнего очертания).

7.         Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).

8.         Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т.д. групповых или парных взаимодействий)

и т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.

Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.

В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.

Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.

Таким образом, движение есть:

1.         Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.

2.         Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состояний объекта, системы или явления в этом потоке.

3.         Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).

Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиален для философского мировоззрения и решается в нём двояко:

1.         Движение проистекает от внутренней способности объектов и явлений к изменчивости (материализм),

2.         Движение проистекает только от какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).

Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению, предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.

При этом в их системах допускается тот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.

Материализм же полагает, что движение – это есть не что иное, как способ существования материи и неотделимый от материи атрибут, присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.

Ведь, если движение – это способ существования материи, если движение – это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.

Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.

Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:

1.         Становление – это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.

Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.

Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.

Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.

2.         Изменение – это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

Эта категория выражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.

Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах – в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.

3.         Развитие – это целенаправленное, закономерное и поступательное изменение объекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.

Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).

Развитие бывает:

–          эволюционное – медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и

–          революционное – быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.

По своему направлению развитие бывает:

–          прогрессивным, так называемым, «восходящим» – в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;

          регрессивным, так называемым, «нисходящим» – в направлении, противоположном прогрессу.

В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.

Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения. Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.

Формы и виды движения:

1.         Духовные формы движения. Представляют собой процессы психики и сознания человека.

Виды этой формы движения: эмоции, чувства, идеи, формирование политических, религиозных и этических убеждений, формирование интеллектуальных предпочтений и научных представлений, душевные влечения, эстетические пристрастия, творческие акты, процессы исследовательского мышления, накопление и осмысление информации, создание объектов духовной культуры, религиозные воззрения и т.д. и т.п.

2.         Материальные формы движения материи представляют собой:

–          механическое движение – пространственное перемещение материальных объектов, характеризующееся наличием у них траектории.

Виды механического движения: абсолютное, относительное, вращательное, криволинейное, ускоренное, поступательное, циклическое, хаотическое, колебательное и т.д. и т.п.

–          квантово-механическое движение – характеризуется отсутствием траектории перемещающихся объектов.

Виды квантово-механического движения: скачок, спин, флуктуация, аннигиляция и т.д.

–          физическое движение – процессы естественной природы и рукотворных объектов, работающих на физических законах естественной природы.

Виды физического движения: теплота, электромагнетизм, гравитация, полевые феномены, движение света, перестройка электронных оболочек атомного ядра, возбуждение, инерционные эффекты, фазовые переходы и т.д.

–          химическое движение – образование, видоизменение, взаимодействие и разрушение молекул вещества.

Виды химического движения: окисление, восстановление, ощелачивание и т.д., то есть все органические и неорганические реакции, процессы полимеризации, физико-химические явления и пр.

–          биологическое движение – процессы живых организмов.

Виды биологического движения: обмен веществ, движение крови, дыхание, выделение, высшая нервная деятельность, старение, регенерация, оплодотворение и т.д.

Каждая из форм движения может объединяться в группы с другими формами движения, образуя так называемые сложные формы движения (биохимические, физико-химические, социобиологические, биофизические, симбиозы, экосистемы, социально-политические союзы и т.д.). Между всеми формами движения существует взаимосвязь и взаимное влияние друг на друга.