НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ – это система экспериментально установленных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке.

Основным содержанием научного сознания является природа, человек и общество в целом в их материально распознаваемых характеристиках бытия и в закономерностях развития.

Содержание научного сознания вбирает в себя:

1.         Научные факты, то есть твердо установленные и достоверно подтвержденные принятыми в науке способами сведения о мире.

2.         Закономерности, распространяющиеся на процессы бытия научных фактов, а также понятия, описывающие эти закономерности и процессы.

3.         Теории (в крайнем случае – гипотезы), представляющие собой системное объединение различных закономерностей в единое логически выверенное описание тех или иных фрагментов реальности.

4.         Научные картины мира, описывающие всю реальность в целом.

5.         Методы теоретического и эмпирического исследования и познания действительности.

Научное сознание, как и сама наука, включает:

–          естественно-технический раздел, содержащий законы физической природы, методы её наблюдения, способы её исследования, а также технологии её преобразования или использования для потребностей человека;

–          общественный раздел, содержащий сведения о различных общественных явлениях, социальных законах развития, а также о человеке, как о социальном явлении.

С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, накапливающей всё более мощный социальный потенциал. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества.

В настоящее время роль науки в развитии производства постоянно возрастает. Современная наука, благодаря своим открытиям, значительно облегчила жизнь людей, привела к повышению производительности труда, к увеличению количества и качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой.

Уровень науки может служить одним из основных критериев экономического и культурного развития общества и государства. В соответствии с этим важное значение в современном обществе играет и научное сознание, призванное управлять развитием науки, а также искать методы внедрения научных методов в управление социальными процессами.

В этой связи основные ФУНКЦИИ НАУЧНОГО СОЗНАНИЯ выглядят следующим образом:

1.         Познавательная функция, призванная производить новые научные знания.

2.         Мировоззренческая функция, призванная систематизировать научные знания в те или иные научные картины мира.

3.         Технико-технологическая функция, призванная внедрять научные достижения в производственные, экономические, социальные и другие процессы общества.

4.         Культурная функция, призванная накапливать, сохранять и развивать сумму знаний, достигнутых человечеством.

Научное сознание формируется целенаправленно, в соответствии с государственными программами и является сферой особой заботы и внимания любого общества.

Определенная сумма научных знаний является обязательной для каждого члена общества, что выражается в наличии такого социального института, как общеобразовательная школа.

В отличие от научного сознания РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ не формируется государственными институтами, а является делом личного выбора членов общества, если, конечно, государство не является религиозным по конституции

Религиозное сознание наиболее цельно выражается в религии, то есть в системе убеждений, верований и культов, относящихся к той или иной форме признания существования чего-то Высшего человеку и материальной природе. С древности, люди через обряды и другие действия религиозного характера пытались вступить в связь со сверхъестественными силами, служить им, сотрудничать с ними или, в некоторой степени, управлять ими, поэтому религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания.

С помощью религии с самого начала закреплялись нормы поведения человека и обеспечивалась социальная стабильность общества. Реальные земные потребности, связанные с материальными и природными обстоятельствами жизни, которые поначалу пытались обеспечить языческие (многобожные) религии, затем в монотеистических (единобожных) религиях стали постепенно замещаться духовными проблемами и поисками ответа на то, что такое человек, смертен он или бессмертен, какова природа добра и зла, совести, справедливости, любви, истории, мира и т.д.

В итоге сформировалось развитое религиозное сознание человека, тесно переплетенное с идеями нравственности и справедливости. Именно понятие о необходимости справедливости и нравственности является общим сходством, которое объединяет три мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Несмотря на полное вероисповедальное различие этих религий, данное сходство объясняется единством самого человечества и наличием общих для всех людей духовных ценностей.

Особенность религиозного сознания состоит в том, что оно базируется на вере, глубоко эмоционально, требует соответствующего поведения в жизни и совершения обрядов поклонения Богу.

Центральным содержанием религиозного сознания является идея Бога, вера в Него как в Живую Реальность, связь с Которой вызывает религиозные чувства.

Религиозные чувства – это эмоциональное переживание связи с Богом и эмоциональное отношение ко всему, что с Ним связано. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности, а любое религиозное сознание характеризуется стремлением к их переживанию.

Религиозное сознание, как одна из сторон духовной жизни, взаимодействует с другими формами общественного сознания, поэтому религиозное сознание может принимать вид самых различных философских мировоззренческих систем, опирающихся на центральный идеал мира – существование Бога.

Религиозное сознание формируется в двух уровнях:

1.         Обыденный уровень. Это религиозные представления, чувства и традиции, связанные с личным переживанием религиозных чувств индивидами и с опытом их личного исповедания религиозной веры.

2.         Теоретический (концептуальный). Это системно организованные вероучения, разработанные специалистами, а также религиозная философия, являющаяся синтезом философии и религии.