Параллельно с философией природы развивается новое естествознание, реализующее радикальную  переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий, становится одним из важнейших источников новой философии. Отбрасываются господствовавшие в средние века философские и  методологические основы науки, и создаются новые. Схоластическое учение о природе, высший уровень которого был достигнут парижской и оксфордскими школами в XIV в., в сущности никогда не переходило границ  теоретических спекуляций. В противоположность этому ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, исследование природы, экспериментальный метод исследований. Видное место завоевывает математика, принцип  математизации науки соответствует основным прогрессивным тенденциям развития науки, научного и

 философского мышления.

 Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519) , Николая  Коперника (1473-1543) , Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1546-1642) . Важнейшим полем боя, на котором происходило сражение между новым и старым миром, между консервативными и прогрессивными  силами общества, религией и наукой, была астрономия. Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как богом избранной планета и о привилегированном положении человека во вселенной.

 Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических  представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Его основной труд "О круговых движениях небесных тел"  вышел в год его смерти.

 Учение Коперника было революционным событием в истории науки. "Революционным актом, которым  исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеровское сожжение папской буллы,  было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном  одре - вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение  естествознания от теологии... ", - писали Маркс К., Энгельс Ф. в своих сочинениях.