Понятие "форма движения материи" имеет столь же фундаментальное значение как и "материя". В этом понятии четко проявляются следующие наиболее существенные признаки материи:

                                                                

1) источником саморазвития каждой формы движения (развития) материи является только ей присущее противоречие;

2) основу каждой формы движения (развития) материи составляет определенный тип взаимодействия структурных элементов, образующих в совокупности ее материальный носитель;

3) в каждой форме движения (развития) материи присутствует самостоятельная и достаточно широкая область объектов, процессов и явлений, не имеющая такого положения в других условиях;

4) для каждой формы движения (развития) материи присуща качественная общность и однородность, определяющая ее внутреннее единство при самых различных его внешних проявлениях;

5) каждая форма движения (развития) материи подчиняется своим общим законам развития, т.е. обладает самостоятельной единой сущностью;

6) каждая форма движения (развития) материи находится в строго определенной связи с соответствующим ей материальным носителем (ее субстратом), способом существования которого она является;

7) каждая форма движения (развития) материи представлена соответствующими науками, которые имеют ее в качестве своего самостоятельного предмета и не делят с другими науками.

Многообразные конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными носителями. Это дает возможность построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенное законы.

Ф. Энгельс отмечал наличие 5-ти основных форм движения материи:

- Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

- Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

- Химическое движение - движение атомов внутри молекул.

- Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

- Социальное движение (все изменения в обществе).

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

- пространственное перемещение;

- электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

- гравитационную форму движения;

- сильное (ядерное) взаимодействие;

- слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

- химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

- геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.);

- биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

- социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно .вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.

Прежде всего не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать их в соответствии с реальным процессора эволюции материальных систем в направлений от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

Каждая последующая форма движения (развития) материи не только сохраняет в себе эквиваленты всех предшествующих ей стадий и развивается на их основе, но, в свою очередь, оказывает значительное обратное влияние. При этом под движением (развитием) понимается не какой-либо конкретный его вид, а изменение вообще, происходящее в различных формах и обладающее внутренними источниками движения (развития).

Данное обстоятельство следует отметить особо.

С одной стороны, изучение конкретных объектов, процессов и явлений материального мира тесно связано с вопросом о необратимости развития или со "стрелой" времени, что изначально предполагает существенные ограничения на степень обратного воздействия.

С другой стороны, само обратное влияние высшей формы движения (развития) на низшую осуществляется в рамках количественно-качественных изменений. Например: противоречия в социальной форме движения материи дифференцируются в первую очередь количественными показателями. Это проявляется в том, что проблемы между отдельными индивидами (какими бы ни серьезными они не были) все же меркнут перед проблемами общества и, тем более, всего человечества.

Основной проблемой всего человечества является проблема сохранения жизни, что напрямую зависит от разрешения противоречия в биологической форме движения (развития) материи между организмом и внешней средой.

Рост численности населения и увеличение его энерговооруженности усиливает антропогенное давление на природное окружение, что, в свою очередь, снижает возможности биосферы по поддержанию жизни.

Сокращение жизненных ресурсов в биосфере приводит в биоорганизмах к преобладанию процессов диссоциации (распада) перед прямым субстратным синтезом.

Такие изменения в химической форме движения (развития) материи немедленно отражаются на физическом эквиваленте биоорганизмов, где противоречие между массой и энергией начинает разрешаться в пользу первой стороны, т.е. происходит сокращение энергетических количественных показателей индивидов или их физическая смерть. Следовательно, абсолютно изолированного движения не существует, так как все формы движения (развития) материи взаимосвязаны между собой в пространстве и во времени.

По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором определенных материальных носителей.

Остается актуальным принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это по существу означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могут быть познаны только на основе анализа структур низших форм.

И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

С принципом генетической обусловленности тесно связан принцип несводимости высших форм движения к низшим и неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. Это принцип качественной специфики всякой формы движения. В высшей форме движения низшие его формы представлены не в "чистом", а в синтезированном ("снятом") виде. "Механические" движение руки человека --это результат сложения сложных процессов и собственно механического, и биологического, и химического, и. т. д. Поэтому всякая попытка создать чисто механический аналог руки человека абсурдна.

Абсурден и перенос животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, .что в нем господствует "закон джунглей". Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвестны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

С другой стороны, абсолютно безосновательными являются попытки отыскания в низших формах движения материи .элементы .его высших форм. Мыслящий булыжник - это нонсенс. Однако, это - крайний, так сказать случай, гипербола. Менее смешной выглядела, попытка одного из . крупных советских учёных-биологов, который пытался создать обезьянам "человеческие" условия, рассчитывая через сотню - другую лет обнаружить в их потомстве антропоида (первобытного человека).

Наконец, нельзя включить и еще один очень важный принцип, лежащий в основании классификации форм движения материи - принцип связи каждой из них с определенной наукой. Этот принцип позволяет связать проблему классификации форм движения с проблемой классификации наук.

Принципы классификаций форм движения материи позволяют критически отнестись и к витализму (от лат. жизнь) - философскому течению, абсолютизирующему специфику биологической формы движения и объясняющему специфичность всего живого наличием некоей особой "жизненной силы".

Формулировка концепции единого закономерного мирового процесса принадлежит Ф. Энгельсу. Концепция единого закономерного мирового процесса развития (ЕЗМП) является, как нам кажется, наиболее эвристичной концепцией мирового развития. ЕЗМП «представляет собой бесконечную последовательность ступеней, или основных форм материи. Из бесконечного числа этих ступеней нам известны пока лишь четыре – физическая, химическая, биологическая и социальная. Единый  закономерный мировой процесс образует основную структуру бесконечного материального мира [6]. При изучении соотношения данных форм материи удалось выделить целый ряд конкретно-всеобщих закономерностей, которые были упущены традиционной абстрактно-всеобщей диалектикой, а так же определить, что в основе этих закономерностей лежит всеобщий закон развития.

Часть идей, которые мы изложили выше, была высказана Энгельсом, далее В.И.Лениным, а  другие – в советской философской науке. Однако было ясно, что эвристический потенциал конкретно-всеобщей теории развития в плане выявления новых диалектических закономерностей далеко не исчерпан, поэтому возможно ее дальнейшее углубление и тем самым дальнейшая разработка концепции ЕЗМП. Именно вокруг дальнейшей разработки и углубления ЕЗМП сосредоточена основная работа кафедры философии Пермского государственного университета. И, нужно отметить, данная работа привела к целому ряду открытий.

Мы же, в силу специфики нашей работы, хотели бы отдельно остановиться на одном из них – гипотезе теневой системы, которая была высказана Орловым В.В. в 60-е гг. ХХ в. Мы рассмотрим только узловые моменты концепции теневой системы и попытаемся с ее помощью подобрать ключ к объяснению парапсихологических феноменов.

Ни для кого не является секретом, что в современной науке огромное внимание уделяется процессу интенсивного взаимодействия и взаимопроникновения наук, а так же повышение роли пограничных проблем науки. В основе данного процесса лежит взаимодействие фундаментальных наук (физики, химии, биологии, социологии) с пограничными (стыковыми) науками, причем многие специфические проблемы фундаментальных наук становятся разрешимыми только при использовании понятий и методов пограничных наук. Данные процессы поставили перед учеными сложную проблему – нужно было разработать общую теоретическую концепцию взаимодействия фундаментальных наук, найти решение пограничных проблем. Решение проблемы было дано  современной научной философией, которая разработала общую концепцию соотношения высших и низших форм материи (о ней мы упоминали выше) и, соответственно, «высших» и «низших» наук [7]. Данная концепция является теоретической основой для решения пограничных проблем современной науки (имеются в виду физика, химия, биология, науки об обществе). Исходя из нее, пограничные проблемы решаются с помощью совокупности методов смежных наук, в основе которой лежит знание о диалектических взаимосвязях высших и низших форм материи. В рамках упомянутой концепции было сделано серьезное открытие – каждый материальный объект имеет уровневый характер, где ведущую роль играет собственно высшее, интегративная природа высшего. «Каждая форма материи функционирует и развивается как целостный организованный ансамбль, обладающий определенной вертикальной структурой», - пишет в этой связи В.В. Орлов [8]. Суть гипотезы теневой системы как раз и состоит в обосновании характера этой структуры.

В основе механизма функционирования каждой формы материи лежит так называемый, вертикальный изоморфизм, т.е. «структурное соответствие изменений на всех уровнях иерархической системы человека или другой формы материи» [9]. Исходя из этого, система элементов высшего уровня несет в своей основе изоморфную систему элементов низшего уровня. Это означает, что все элементы высшего уровня имеют свой эквивалент на низшем уровне. Именно система эквивалентов высшего на низшем уровне и называется теневой системой, «ибо она повторяет систему высшего на своем «языке»[10]. Стоит отметить, что механизм теневой системы имеет всеобщий характер и является важнейшим механизмом взаимодействия основных форм материи.

Изучить теневые системы различных объектов и явлений – это значит научиться в будущем, управлять этими объектами и явлениями. Под изучением мы понимаем не только получение информации о теневых системах каких-либо объектов и явлений, но и овладение методами воздействия на данные системы.

Предположение о том, что понятие теневой системы дает ключ к объяснению ряда парапсихологических феноменов было высказано  В.В. Орловым. В качестве примера рассматривается телепатия; автор утверждает, что «речь должна идти не о мифической «передаче мысли» на расстояние в буквальном смысле, а о передаче на расстояние физического эквивалента мысли, который, естественно, порождает в мозгу реципиента, принимающего «телепатему», соответствующие этому эквиваленту химические и физиологические модели, обусловливающие появление соответствующих им мыслительных образов»[11].

По нашему мнению, именно благодаря концепции физической теневой системы у нас появляется ключ для объяснения целого ряда пси-феноменов. Если мы вспомним упомянутую выше классификацию пси-феноменов, то можно с большой долей вероятности утверждать, что гипотеза физической теневой  системы способна объяснить и большинство пси-процессов, и пси-состояний экстрасенсорного и энергоинформационного характера – конечно, если эти процессы и состояния существуют объективно.