1. Проблема сознания центральная в мировоззренческой проблематике. Все люди согласны в том, что сознание – уникальный дар природы, который делает человека человеком. Человек называется разумным, т.к. он обладает сознанием. Человек счастливым может себя почувствовать только благодаря сознанию. Счастье, когда тебя понимают, осознание своей нужности. Сознание в то же время может сделать человека несчастным. Сознание характеризует человека как уникальное существо. Давно обратили внимание на то, что внутри человека происходят процессы, которые отличаются от внешних процессов. Вследствие этого возникают представления о душе.

Проблема сознания занимает важное место в философии. Если вспомнить основной вопрос философии – это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Мы не можем решить вопрос об отношении сознания к материи, не выяснив, что такое материя и что такое сознание, в чем их сущность. Зачем философии изучать сознание, если это уже делает психология. Дело в том, что психология изучает сознание как конкретное психическое явление, свойственное лишь человеку. Психология определяет сознание как высшую форму психической деятельности, связанную с трудом и речью. Философия же изучает наиболее общую сущность сознания.

2. Вопрос о природе сознания.

В первобытном обществе представление о сознании было выражено в представлении о душе. Душа понималась как некое существо в теле человека, способное покидать это тело. Отзвуки этих представлений существуют и поныне. В деревнях существует поверье, что нельзя будить спящего человека. Во время сна душа покидает тело, а сновидения не что иное, как то, что видит душа, покидая тело. Если мы разбудим человека, то душа не успеет вернуться.

Исторически следующим этапом было религиозное представление о сознании. В религии духовная субстанция отождествляется с богом. Бог – центральное понятие в религии. Бог – это абстракция человеческого сознания. У бога все качества – качества человека в гипертрофированном виде. Душа человека – частичка бога, бестелесное, бессмертное, нематериальное начало, самостоятельно существующее в потустороннем мире.

Дуализм: душа – самостоятельное начало, субстанция, которая существует независимо от материальной субстанции. Декарт признает существование двух равноправных и независимых субстанций: материальной и идеальной.

Объективный идеализм. Отрывает сознание от своего носителя, сознание – активное начало, противопоставление сознания материи, отрицание материи как субстанции. Мир есть проявление духовной субстанции, независимой от человека. Дух, идея – единственно верная реальность, которая настолько активна, что способна выступать творцом действительности. Такая точка зрения близка к религиозной, где нематериальный бог творит материальный мир из ничто. Представителями объективного идеализма были Платон (идея как причина и образец вещи, существующая до самой вещи), Гегель (абсолютная идея, развиваясь, порождает из себя все). Однако в объективном идеализме есть рациональное зерно. Объективный идеализм подчеркивает активный и творческий характер сознания, деятельная сторона сознания развивалась идеализмом.

Субъективный идеализм. Есть только сознание, материальный мир только лишь комплекс человеческих ощущений. Получается, что материя не существует объективно. Представителями субъективного идеализма являются Д.Беркли, махисты. Крайней точкой субъективного идеализма является солипсизм. Согласно солипсизму, несомненно, существует только одна реальность моего сознания. Существование же помимо моего сознания внешнего мира и других мыслящих субъектов подлежит сомнению. Сознание другого человека оказывается тоже комплексом ощущений.

Метафизический материализм. Сознание уже не отождествляется с душой. Ставится вопрос как проблема сознания.

Мышление человека способно выполнять только лишь функцию пассивного созерцания реального мира. На такую особенность метафизического материализма указал Маркс в «Тезисах о Фейербахе». Такое понимание сознания направлено против идеализма и религии, которые преувеличивали деятельный характер сознания.

Вульгарный материализм. Главная идея вульгарного материализма, что сознание материально. Впервые эта идея появилась у Демокрита. По Демокриту душа человека состоит из тонких, гладких, шаровидных атомов, но Демокрит еще не был вульгарным материалистом. Вульгарные материалисты, пытаясь объяснить духовные явления, сводили их к физиологии головного мозга. Сознание относится к мозгу, как любая функция к своему органу. Мозг материален, следовательно, его функция сознание – материальна. Сознание – это разновидность вещества. К вульгарному материализму относят французского врача и философа 18 века Пьера Кабани, который выдвинул гуморальную концепцию. Согласно этой концепции мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь. В середине 19 века сторонниками этой концепции были физиологи Бюхнер, Фогт, Молешот. Новый всплеск вульгарного материализма наблюдался в 20 веке в связи с появлением кибернетики и выражается в тезисе «машина может мыслить».

Гилозоизм. Одушевление всей природы. Ощущения, духовность – свойства всей материи. Всеобщая одушевленность материи, приписывание ей чувствительности и жизненность.

Гилоноизм. Сознание – свойство всей природы, материи. Спиноза, Дидро.

Материализм. С точки зрения современного материализма, сознание вторично, сознание производно от материи. Сознание есть итог развития материи, сознание появляется на определенном этапе развития материи. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи – человека. Этой точки зрения придерживается современная наука.

3.  Современный материализм дает следующие определения сознания. Сознание есть высшая форма отражения материального мира, которая возникает в результате бесконечного развития материи и осуществляется наиболее высоко организованной материей (человеком). Сознание – это человеческая способность идеального воспроизведения действительности.

Первичное свойство сознания, что оно носит отражательный характер. Отображаемый нашим сознанием объективный мир существует независимо от нашего сознания. В свою очередь сознание не может существовать без отражаемого предмета, который первичен по отношению к отражающему образу.  Содержанием сознания являются образы. Другими словами, свое содержание сознание черпает в первую очередь из окружающего мира. Мысль всегда носит предметный характер. Мысли ни о чем быть не может, мысль всегда есть мысль о чем-то. Мысль всегда направлена на предмет. Отсюда вытекает, что сознание обладает относительно самостоятельным существованием, оно всегда существует и развивается в связи с чем-то другим. Во-первых, существует зависимость сознания от объекта (раз сознание черпает свое содержание из окружающей действительности), во-вторых - от субъекта (т.к. сознание всегда есть свойство человека, индивида, сознание нуждается в материальном субстрате для своего существования).

В связи с этим, еще Ленин определял сознание как субъективный образ объективного мира, имея ввиду, что в образе есть субъективная и объективная компонента. Что составляет  объективное содержание сознания, а что уже является субъективной добавкой? Вопрос  о том, что эта субъективная существует не вызывает сомнения, так как один и тот же предмет разные люди воспринимают по-разному. Объективным содержанием сознания является все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, то есть то, что сходно, тождественно с объективным миром. Субъективная сторона сознания то, что отличает последнее от внешнего мира.  Вместе с тем субъективное может выполнять как негативную, так и позитивную функцию. Негативная: неполнота, неточность знания. Позитивная: субъективное есть необходимое условие познания. В связи с этим Ленин писал: «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движение, не прервав, не упростив, огрубив, не разделив, не омертвив живого». Мысль способна расчленять реальность на элементы. Это дает свободу оперирования объективным содержанием сознания. Субъективное существует в форме ощущений, эмоций, представлений, убеждений.

Таким образом, сознание является субъективной реальностью, тогда как материю мы определяли как объективную реальность, данную нам в ощущении. Особенностью субъективной реальности является то, что, она закрыта для внешнего взгляда. Пример: преподаватель не знает, что о нем думают студенты, но и студенты не знают, что о них думает преподаватель. Почему сознание, мысли человека недоступны  внешнему наблюдателю? Мысли чувственно не воспринимаемы, в отличие от материальных вещей. Это проявление специфического сущностного свойства сознания – идеальности, присущего только ему. Идеальным сознание называют потому, что образы человека не заключают в себе физических, химических и иных материальных свойств. Что может означать идеальность сознания, кроме того, что оно чувственно не воспринимаемо. Мы не можем мысль потрогать, понюхать, увидеть, услышать, попробовать на вкус. В чем состоит идеальность образов в голове человека. Чем отличается образ предмета от самого предмета? Чем отличается образ стола от самого стола?

Маркс в послесловии ко второму изданию первого тома «Капитала» дает следующее определение идеального: «… идеальное ни что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Орлов дает другое определение: «Идеальное – предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувсвенного бытия и существующий на основе особого универсального субстрата – человека». Сознание обладает  универсальным характером. Универсальность сознания заключается в том, что оно способно отражать любые материальные предметы. Человек может иметь образ любого материального мира.

4. Структура сознания. 1.Сердцевину сознания составляют знания, полученные в результате деятельности. 2. Разум (способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи) и рассудок (представления о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков и т. д., сформировавшихся на основе повседневного практического опыта человечества). 3.Потребности выражают зависимость человека от материальных и духовных ценностей, имеющих для человека жизненно важное значение. Потребность порождает цель, а та в свою очередь деятельностную установку. 4. Цель – это идеальное отражение результата своей деятельности. Предвосхищение своей деятельности называется планирование. 5. Воля. 6. Память. 7. Оценка. 8. Самосознание. Предметом сознания может быть не только окружающий мир, но и сам субъект, носитель сознания. Самосознание - это выделение себя из окружающего мира и противопоставление себя ему. Самосознание появляется после первых этапов социализации. Самосознание – это осознание человеком себя, человек выделяет себя из среды в результате общения с другими людьми. Самосознание это осознание человеком  своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей.

Активный и творческий характер сознания. Эту особенность сознания хорошо развил Гегель. Логическая идея творит из себя весь мир в процессе самопознания. Активность сознания заключается в способности познавать окружающий мир. С помощью сознания человек способен преобразовывать. Активность сознания заключается в его способности влиять на бытие. Психическое способно влиять на физическое (Пр: практика йога, суицид). Высшая активность сознания в его способности регулировать индивидуальное и общественное поведение.  Проявлением активности сознания является способность прогнозировать, предвидеть результаты своей деятельности. Особенно это проявляется в науке, научном предвидении. (Пример)

Творческий характер сознания проявляется в искусстве.

Функции сознания:

1.      Информационно-ориентировочная. Ядро сознания это знания, которые позволяют человеку ориентироваться во внешнем мире.

2.      Регулятивно-управленческая. С помощью сознания мы можем регулировать поведение отдельного индивида, процессы в обществе.

3.      Аксиологическая (оценочная). Сознание пронизывает человеческую деятельность. Деятельность носит оценочный характер.

Сознание и мозг. Следует уяснить, что биологической предпосылкой сознания человека является головной мозг. Между физиологическими и психическими процессами существует качественное отличие. Первые материальны, вторые – субъективны, идеальны. Высшая нервная деятельность мозга (материальная оп своей природе) есть физиологическая основа психического сознания человека. Сознание не сводимо ни к отражаемому объективному миру, ни к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека.

Психофизиологическая проблема. Главный вопрос здесь как связан материальный мозг с идеальной психикой человека, как на основе материального субстрата возникает новое качество – идеальное? На данный вопрос есть два основных ответа. Первый в наивной форме был изложен Р. Декартом, считавшим, что в головном мозге имеется шишковидная железа, через которую душа воздействует на животных духов, а животные духи на душу. Или, другими словами, психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия. Второе решение известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами. Другой вопрос: как на основе качественно однородных импульсов возникают разнородные образы?

5. Мышление и язык. Существует несколько определений языка. Язык это система знаков, имеющих значение. Язык это способ существования сознания и общения человека посредством членораздельных голосовых звуков, наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов. Язык – это сложная знаковая система, имеющая словарный запас и грамматический строй. Язык – это материальное средство возникновения и существования мышления.

 «Язык есть непосредственная действительность мысли» - писали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии». Мышление и язык тесно взаимосвязаны. От уровня развития мышления зависит и развитие языка. Яркий пример тому дети, чем больше у них опыта, чем больше они знают об окружающем мире, тем более развитым становится их язык. Мышление и язык имеют общий источник – объективную реальность. «Ни мысль, ни язык не образуют сами по себе отдельного царства… - они только проявления действительной жизни».

 Язык и мышление едины, но не тождественны. Если разбирать в категориях содержания и формы, то содержанием будет мышление, а язык будет формой. Единство языка и мышления выражается в том, что 1)они возникают в одно и то же время, их роднит происхождение и развитие; 2) язык представляет собой материальную форму мышления, с помощью языка мы выражаем свои мысли, о содержании мыслей человека, которые недоступны внешнему наблюдателю,  можно узнать лишь тогда, когда им придана «форма внешности»; 3) сам по себе язык является общественным явлением, так же и сознание человека возникает только в коллективе, благодаря совместной деятельности, отсюда и главная функция языка – быть средством человеческого общения. Речь – это использование знаков  по определенным правилам; деятельность, осущ с пом языка.

Как уже было сказано, язык – это система знаков. Значение это идеальное содержание знака Знак – это некий реальный предмет, который замещает другой предмет. Знак обладает значением, знак благодаря своему значению приведен в условное соответствие с обозначаемым предметом. В речи  значение и знак едины, т.к. слово – некий материальный объект, который несет определенное идеальное содержание. Мышление в определенном смысле – это система понятий, а в отношении к языку это система значений слов. Значение слова связано со словом, но не является частью слова. В языке звуки и их сочетания закреплены за определенными явлениями внутренней (психической) и внешней (материальной или  идеальной) действительности. Слово обладает значением, но слово гораздо больше, чем знак, оно не просто выразительно, но и обладает самостоятельным содержанием и действительной силой. Например, в молитве в клятве, в похвале, в повелении.

Иногда мы можем наблюдать несовпадение мысли и речи. Дело в том, что в языке выражается не все содержание мысли. Мышление и вся внутренняя жизнь человека «потенциально богаче, чем язык».

Пример зависимости языка от мышления. «Знаю, но сказать не могу». Если человек понимает, то он может выразить. Понимание больше, чем знание.

Функции языка.

1.        Экспрессивная функция. Язык как способ выражения мысли, орудие мысли.

2.        Сигнификативная функция (обозначение).

3.        Информативная. Средство передачи и хранения информации.

4.        Коммуникативная (общение людей).

5.        Интегративная. Способ передачи мысли, связывания людей, сохранение преемственности в развитии языка. Язык – память, а без памяти нет истории.

6.        Язык - средство объективизации человеческого опыта, знаний.

7.        Язык – способ приобщения к другой культуре. Объединение людей.

8.        Язык – средство реализации волевых функций сознания. Не было бы языка, не было бы и управления сознания нашими действиями. Форма выражения мысли имеет значение. «Вставай!!!! Не спать!!!!».

9.        Язык – способ социализации человека.

10.    Функция социального самоутверждения. Язык зэков, неформалов, современной молодежи.

Методология (от метод и... логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. М. в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная М.), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная М.). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под М. обычно понимают прежде всего М. научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. М. науки даёт характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения М. являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.